После начала боевых действий на Украине российский рынок лишился запчастей к автомобилям и бытовой технике. Перекрыты поставки гаджетов, не выдаются визы дальнобойщикам, на границах закрыт ряд пунктов пропуска. Казалось бы – тупик, но эксперты успокаивают: коллапса не будет!
После событий 24 февраля под удар попали международные грузоперевозки с Европой. Латвия, Чехия, Польша полностью приостановили прием и выдачу виз гражданам РФ. Литва сохранила прием документов для оформления водительских виз только гражданам Беларуси. А Украина на неопределенный срок приостановила работу всех пунктов пропуска на границе с РБ.
Запреты и ограничения тут же сказались на объеме грузоперевозок: суточное прохождение автопоездов из Белоруссии в Польшу упало до 63% от установленной нормы, а в Литву – до 73%. Но выехать на территорию Евросоюза мало: нужно еще и подвижной состав сохранить. Раньше самое неприятное, что могло случиться с нашим перевозчиком – слив (кража) топлива во время ночных стоянок и остановок на обед. Теперь же зафиксированы случаи нападения на российских и белорусских дальнобойщиков: им режут шины, бьют фары и стекла кабин. Кроме того, украинские беженцы блокируют подъезды к границе, а польская полиция смотрит на это сквозь пальцы.
Международные перевозки превратились в лотерею с непредсказуемым результатом.
В результате обладатели книжек МДП и дозволов на транзит стали пересматривать маршруты движения в объезд Польши и прибалтийских стран. Частично для этого придется задействовать морские паромы (как это было во время российско-польского кризиса с разрешениями в 2010-2011 гг,), а где-то – ехать через Афганистан, Иран или доверять транспортировку до границы с РБ и РФ иностранным перевозчикам.
Для поддержания бесперебойной доставки международных грузов Минтранс России открыл «горячую линию» оперативного ситуационного центра по обеспечению транспортной логистики. Правда, работает она не круглосуточно, а только 12 часов, с 8:00 утра до 20:00 вечера. С 13 марта на польских пунктах пропуска был усилен контроль в отношении въезжающих грузовиков. В результате Польша ежедневно оформляет только 25% транспортных средств из РФ и РБ от установленной нормы. В результате грузовики стоят в многокилометровых очередях на границе, перевозчики терпят убытки, а у дальнобойщиков начинают сдавать нервы.
Российским дальнобойщикам стало непросто работать и с экспортными товарами. Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 года №311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 года №100» было дополнено аналогичными документами, расширившими перечень отдельных категорий товаров, чей вывоз запрещен вплоть до 31 декабря текущего года. Логистический кризис усилился из-за ухода с российского рынка ряда международных компаний, проблем с получением морских контейнеров, скачкообразного курса валют.
С 1 марта в направлении России прекратил работу крупнейший контейнерный оператор – компания Maersk (Дания). Проблему сразу ощутили локальные производители автомобилей – такие, как «ПСМА Рус» в Калуге. Затем прекратили сотрудничество с бизнесменами РФ французская компания GMA GGM и итальянская MSC. Не ясны перспективы сдачи контейнеров в аренду операторами Hapag-Lloyds (Германия), Yang Ming (Тайвань), Hyundai (Южная Корея). То, что перевозки еще подорожают – не про то разговор. Вопрос в другом: удастся ли решить контейнерный дефицит в ближайшее время? Перевозчики стали искать новых партнеров в Азии и на Ближнем Востоке, а также прокладывать маршруты доставки, связанные с меньшими рисками. Из-за совокупности негативных факторов ставки фрахта выросли до восьми раз и, как говорится, еще не вечер.
Но не все безнадежно. Послушаем одного из экспертов в области логистики, Романа Павлиенко:
«Я как представитель логистической компании могу сообщить следующее. Наша фирма поставляла комплектующие на крупный автозавод. В свете последних событий наш транспорт стоит на таможне, поэтому сроки поставки комплектующих из других мест нарушены. В частности, это предприятия Украины и Евросоюза.
К сожалению, проблемы с логистикой есть не только на маршрутах через Украину, но и через Беларусь. В связи с увеличением трафика существенно изменились сроки доставки. Наши партнеры, по взаимной договоренности, не взимают штрафы за срыв графика.
Все работают с пониманием тупиковой ситуации, сложившейся на основных маршрутах. Пока мы в ускоренном темпе поставляем комплектующие для нашего клиента из других мест. Еще одна проблема у нашего партнера связана с морскими контейнерными перевозками. Данный перевозчик заявил об исполнении контрактов на поставку грузов по старым контрактам, но отказывается заключать новые. Ищем не только другого перевозчика, но и иные способы доставки грузов, например, через Китай. Могу выразить наше общее мнение: трудности носят временный характер, вся наша команда настроена позитивно. Найдем варианты решения проблем, будем работать дальше в новых условиях».
Ситуация с перекрытым импортом оригинальных запчастей не остановит работу станций технического обслуживания, считают специалисты столичной компании «Mobil Service». В качестве альтернативы можно подобрать не оригинальные детали – с ними проблем нет. Для этого есть таблицы взаимозаменяемости. Выбор в пользу того или иного бренда производителя запчастей остается за владельцем техники.
То же самое касается сборочных мощностей машиностроительных заводов: оригинальные компоненты из стран Евросоюза можно заместить аналогами турецкого, корейского, китайского производства. Как вариант, некоторые товары можно будет получать через страны, не поддержавшие антироссийских санкций. О том, что это реально, говорит известный пример недавнего прошлого с поставками белорусских креветок.
Некоторые перевозчики полагаются только на себя и пытаются минимизировать риски.
Полностью раскуплен банковский конфискат. Разобраны стоявшие на стоках грузовики не самых востребованных комплектаций. Некоторые перевозчики приобрели технику с пробегом для использования ее узлов и агрегатов. Быстро тают запасы комплектующих на разборках грузовых иномарок. Кто-то ставит в резерв по два-три импортных автомобиля как потенциальных доноров действующего подвижного состава.
Подводя итог вышесказанному, можно резюмировать: не так страшен черт, как его малюют. Санкции хотя и сделали подножку российскому бизнесу, но не уничтожили его на корню. Не время сейчас «тушить свет и сливать воду». Постепенно все наладится, и общество сможет жить в новых условиях. До карточек дело не дойдет, заводы не остановятся, и грузоперевозки в России не сойдут на нет. Единственное, в чем нужно отдавать себе отчет: произойдет это не сразу, не быстро, и какое-то время придется, образно говоря, преодолевать полосу препятствий. Ведь, как известно, быстро только кошки родятся.