Российские власти всерьез задумались если не об отмене, то о моратории на взимание платы по системе «Платон». Соответствующий законопроект еще 12 апреля внесли в Госдуму.
Дискуссия вокруг болезненной для многих перевозчиков темы продолжается с начала марта. Тогда СМИ со ссылкой на источники писали, что правительство рассматривает возможность на шесть месяцев установить нулевой уровень платы за возмещение вреда, который наносят автодорогам большегрузы. Вместе с тем, аналитики отмечали, что единого мнения по этому вопросу пока нет. Отмена «Платона», пусть и временная, конечно позволит бизнесу несколько поправить положение, но этого мало, – считает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
— Конечно, можно сказать, что работы нет, и «Платон» не нужен, но если люди найдут работу, то это даст им возможность хотя бы чуть-чуть сэкономить финансы, чтобы пустить их на дорогие запчасти, на зарплату водителям, на лизинг. Вот это острый вопрос, острее, чем оплата по «Платону». Нам нужно, все-таки, не просто «Платон» отменить, мы 24 пункта сформировали на базе правительства. В итоге они считают, что «Платон» не надо отменять. И из 24 предложений, которые мы сделали, они ни одно не считают целесообразным. Они только за свой карман бьются, а то, что отрасль может умереть, им по барабану.
Весомую часть средств, собираемых по системе «Платона», власти направляют на поддержку дорожной отрасли. В прошлом году, например, на вырученные деньги отремонтировали более 250 км федеральных трасс, в том числе в Ленинградской области. Кроме того, было построено несколько десятков мостов, в их числе переправа через реку Вуокса на трассе А-181 «Скандинавия». Очевидно, что мораторий негативно скажется на проводимых мероприятиях, но есть и ряд неочевидных плюсов, – продолжает директор объединения «Дормост» Кирилл Иванов:
Директор объединения «Дормост» Кирилл Иванов:
— Когда «Платон» только вводился, все обсуждали взимание платы. Эта система состоит из двух частей: первая – это наличие транспондера, с которого считывается плата за проезд большегруза, а вторая часть, которая серьезно ударила по процессу строительства, это ограничение грузовых нагрузок. Существующий автопарк должен ездить полупустым, что в определенных технологических процессах достаточно ущербно. Если сегодня вопрос будет решен в ключе моратория, то это скажется и на возможности удешевить транспортную составляющую, она весьма значительная – до 8%. Соответственно, и сроки строительства тоже весьма актуальный вопрос, если мы не будем знать, что с запчастями.
Стоит также напомнить, что перевозчики просили отменить «Платон» еще в 2020 году на пике первой волны короновируса. И тогда также появлялась информация о том, что в правительстве обсуждается возможность моратория ради поддержки транспортной отрасли. В итоге в конкретные решения это так и не вылилось. Сегодня ситуация иная, – убежден профессор Высшей школы экономики в Петербурге Андрей Заостровцев:
Профессор Высшей школы экономики в Петербурге Андрей Заостровцев:
— Наши перевозчики сейчас лишены права выезжать за рубеж. Соответственно, потери будут более серьезными, чем от ковида. Это довольно логичный шаг в том плане, что нужно как-то облегчить этот бизнес. И эта система, «Платон», которую критиковали, во многом справедливо, в общем-то должна быть отменена. Мы еще не знаем, как тратились деньги. Результатов аудита этой системы я не видел. Может быть потери не так и велики.
Стабильно, к слову, растут и тарифы. Если на старте программы в 2015 году стоимость проезда по федеральным трассам была установлен на уровне 3 рублей 73 копеек за км, а после волны протестов со стороны дальнобойщиков и их знаменитого т.н. «похода на Москву», ее снизили до чуть более 1,5 руб, то сегодня владельцам большегрузов уже приходится отдавать более 2,5 рублей за 1 км.