Специалисты СТО составили перечень дефицитных запчастей. Участники рынка считают, что проблему дефицита может решить открытие параллельного импорта и просят Минпромторг расширить перечень брендов.
Автоэксперты и участники отрасли потребовали расширить список автозапчастей, для которых будет доступна схема параллельного импорта. То есть для возможности ввозить автодетали в Россию без официального одобрения со стороны производителя. Об этом рассказали опрошенные Autonews.ru представители отрасли после публикации одобренного Минпромторгом перечня брендов. Позже стало известно, что документ будут дорабатывать для повторного одобрения профильными ведомствами.
Каких деталей не хватает и как их планируют доставать автодилеры и СТО?
От деталей к двигателям до фильтров: каких запчастей не хватает
Как рассказал на недавней конференции представителей СТО основатель агентства Gruzdev Analyze, международный эксперт автомобильной сферы Александр Груздев, около 70% автосервисов испытывают проблемы с запчастями. Самые большие трудности сейчас с деталями для двигателей, моторными маслами, свечами, фильтрами и тормозными системами.
По словам Александра Груздева, по 12 маркам деталей нет в наличии. При этом улучшения в поставках этих запчастей пока участники отрасли не ожидают. Стоит отметить, что часто один и тот же производитель выпускает как «брендовые запчасти» с фирменным логотипом, так и под своей маркой. При этом по качеству они не отличаются.
Перечень наиболее труднодоступных автозапчастей в России*
- Детали для двигателей — 64% опрошенных СТО испытывают проблемы
- Моторные масла — 47%
- Свечи — 44%
- Фильтры – 42%
- Электрооборудование и датчики — 40%
- Тормозные системы — 38%
- Амортизаторы — 32%
- Ремни ГРМ — 24%
- Подвеска и рулевое управление — 20%
*Исследование сети автозапчастей Fit Service и Gruzdev Analyze.
По данным Александра Груздева, минимум три крупных производителя автозапчастей полностью прекратили свои поставки в Россию, а 31 бренд расходников и масел приостановил свою деятельность. При этом около 30 азиатских марок пока не прекращали свои поставки в Россию. В числе приостановивших работу, по словам Груздева, Bosch, Denso, 555, Brembo, Koyo.
Пик дефицита, по мнению эксперта, российский авторынок ощутит уже в июне-июле 2022 года. Одновременно с этим участники рынка из Fit Service оценили, что рост цен на запчасти в России составил 60-70%, а в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК) считают, что цены выросли в два раза.
Фото: Исследование сети автозапчастей Fit Service и Gruzdev Analyze
В компании «Москворечье Трейдинг», которая специализируется на автозапчастях мировых производителей, также спрогнозировали дефицит. Особенно если Минпромторг не одобрит в ближайшее время список для параллельного импорта.
По словам представителя организации Геннадия Королькова, поскольку европейские и японские производители остановили поставки оригинальных запасных частей в Россию, официальные дилеры вынуждены закупать запчасти у независимых дистрибьюторов. Но и у тех деталей не хватает. По оценке участника отрасли, дистрибьюторы прорабатывают новые каналы поставок, но без согласованного списка товаров разрешенных для ввоза в Россию в рамках параллельного импорта спланировать работу невозможно.
Какие бренды эксперты хотят ввозить через параллельный импорт
Автодилерам нужны оригинальные запчасти для проведения гарантийного ремонта. До недавнего времени позиция автобрендов в этом плане была крайне жесткой: использование неоригинала при ремонте приводило к снятию с гарантии. Теперь часть марок корректируют свои решения.
В итоге некоторые дилеры в беседе с Autonews.ru признают, что в их практике уже появились случаи, когда по согласованию с импортером они использовали неоригинальные запчасти для гарантийного ремонта. При этом часть дилеров, напротив, утверждает, что гарантийный ремонт возможен только оригиналом, хоть с ним и есть проблемы.
В Национальном автомобильном союзе (НАС) предложили полностью открыть рынок автозапчастей для параллельного импорта, чтобы решить вопрос дефицита и роста цен. Напомним, что в первой версии документа ведомство представило весьма ограниченный список брендов.
«У автопроизводителей есть гарантийные обязательства перед покупателями. Я могу предположить, что некоторые производители уже начинают соглашаться с тем, чтобы дилеры сами привозили оригинальные запчасти и проводили ремонт. Это нужно, чтобы не попасть под санкции в рамках Закона о защите прав потребителей. Именно поэтому дилеры ищут все возможности, чтобы организовать параллельный импорт. Именно поэтому список Минпромторга нужно расширять», — рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в беседе с Autonews.ru.
Предварительный перечень Минпромторга, которое ведомство будет дорабатывать, Антон Шапарин назвал недостаточным. «Он не закрывает даже 10% того количества марок, которые ушли, заморозили работу или просто недоступны из-за проблем с логистикой. Его нужно расширять. Можно вообще уйти от перечня брендов, которые допущено ввозить параллельно и полностью открыть эту товарную группу по ТН ВЭД. Либо наоборот: перечислить только ограниченный ряд брендов, которые будут защищены от параллельного импорта и которые так ввозить будет нельзя — если Минпромторг хочет идти кому-то навстречу», — сказал Антон Шапарин.
Предварительный перечень Минпромторга
- Шины: Michelin, Continental, Goodyear, Bridgestone.
- Каучук, резина и изделия из них: Scania, Bosch, Vickers, Mahle, Wabco, Gates, Land Rover, Јеер, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Chevrolet, Dodge, GМС, Hummer, Rover, Tesla, ABB.
- Черные металлы: Acroni, MVF, Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Chevrolet, Dodge, GMC, Hummer, Rover, Tesla, Freightliner, Peterbilt, Kenworth, Mack.
- Изделия из черных металлов: Scania, Siemens, Mahle, Cummins, Wabco, Gates, Wabtec, Bosch, Borg, Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Chevrolet, Dodge, GMC, Hummer, Rover, Tesla, Freightliner, Peterbilt, Kenworth, Mack.
- Масла: ExxonMobil, Mobil, Shell, Техасо.
- Изделия из меди, алюминия, свинца, цинка, олова: Bosch, Chrysler, Land Rover, Bentley, Cadillac, GMC, Hummer, Tesla, Freightliner, Peterbilt, Jeep, Jaguar, Dodge, Chevrolet, Rover, Kenworth, Mack.
- Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные: Volvo, Техасо, Rеma, Land Rover, Tip Тор, Јеер, Shell, Jaguar, Chrysler, Bently, Cadilac, Chevrolet, Dodge, GMC, Hummer, Rover, Tesla.
По словам эксперта, официально автодилеры не используют инструменты параллельного импорта — без конкретных списков от Минпромторга запустить схему невозможно.
Как в свою очередь рассказал заместитель генерального директора по сервису АГ «АВИЛОН» Алексей Гуляев, дилер пока не применяет схему параллельного импорта, поскольку никаких законодательных изменений в этом направлении не произошло.
«Гарантийный ремонт автомобиля по регламенту можно проводить только оригинальными запчастями. Наряду с этим на рынке сохраняются проблемы с логистикой, сроки поставок комплектующих значительно увеличены», — рассказал участник рынка.
Некоторые импортеры, по его словам, вручную рассматривают каждый случай и в зависимости от типа запчасти принимают решение использовать аналоги.
«Наши сервисные центры сейчас оказывают весь спектр услуг в штатном режиме, дефицит по различным позициям появляется по мере расхода. Склады запчастей продолжают работать, но очевидно, что имеющиеся объемы ограничены. По ряду марок запасов может хватить приблизительно на 2-3 месяца», — заключил Алексей Гуляев.
В свою очередь автомобильный эксперт Олег Мосеев предположил составить широкий временный список для параллельного импорта с возможностью пролонгации его срока действия. «Если кто-то вернется, брендам надо дать возможность работать по старым правилам игры. Сейчас абсолютной катастрофы на рынке нет, но через 2-3 месяца, если ничего не предпринимать, возникнет яма. И чинить автомобили будет проблематично как по гарантии у дилеров, так и на СТО в рамках обычного ремонта или восстановления по ОСАГО и каско», — сказал Олег Мосеев.
По словам эксперта, параллельный импорт нужен не только для запчастей, которые выпускают под автобрендами, но и для таких производителей, как Bosch. «Минпромторг могу бы провести переговоры с теми, кто работает на российском рынке. Есть у них есть гарантии собственных поставок, то пусть возят сами. А если нет — включать их в список, позволяющий ввозить запчасти любыми другими способами», — считает Олег Мосеев.