Участие казахстанских компаний на рынке международных перевозок до конца года может снизиться на 10%, — такие предварительные подсчёты сделали эксперты нацпалаты «Атамекен».
Требования о запрете так называемой «перецепки» в отношении белорусских и российских фур в Казахстане планируют отменить. При этом присутствие иностранных компаний в нашей стране уже растёт. Чем это грозит отечественным перевозчикам, выясняла экономический обозреватель «Хабар 24».
Российские и белорусские транспортные компании активно открывают свои филиалы в Казахстане, чтобы заниматься грузоперевозками в обход санкций. Отечественный бизнес эта ситуация, мягко говоря, беспокоит, заявил в интервью телеканалу управляющий директор Нацпалаты «Атамекен» Мурат Амрин. Перевозчики опасаются последствий для них в виде реакции Запада на такую лазейку. Ведь транспорт, по сути, будет ездить на казахстанских номерах, иметь нашу документацию. Но ещё больше взбудоражила бизнес новость о снятии запрета на, так называемую «перецепку», в отношении перевозчиков стран-партнёров. Это значит, что теперь грузы из Европы россияне и белорусы смогут завозить в нашу страну без ограничений. До этого за смену тягача, а это стандартная практика, водителей и сами зарубежные компании в Казахстане штрафовали на солидные суммы. Причём, для юридических лиц штраф превышал полтора миллиона тенге. Все эти меры были, по сути, защитой интересов отечественных компаний и рынка. По сведениям нацпалаты, парк России и Беларуси составляет порядка 80 тысяч автопоездов, у Казахстана их в десятки раз меньше. Если ограничения снимут, такой конкуренции перевозчикам не выдержать. В пресс-службе профильного министерства нам сообщили, что новые правила ещё не вступили в законную силу.
Мурат Амрин, управляющий директор НПП «Атамекен»:
— Хочу отметить, что вопрос перецепки еще стоит. Приказ министра не отменён, где это прописано. Поскольку есть процедура согласования редакции данной нормы, сейчас с бизнес-сообществом эту норму обсуждаем. Но вопрос снятия ограничений для российских и белорусских компаний остро воспринялся казахстанским бизнес-сообществом. Поскольку исключение данных требований вызовет снижение доли участия казахстанского рынка на международных перевозках.
Кто будет у руля?
Нехватка собственного автопарка и рекордный рост тарифов на грузоперевозки из Европы беспокоит и логистов. По словам представителя отрасли Оксаны Сорокиной, ждать свободный транспорт им приходится по 2 недели. В условиях текущего дефицита для импортёров появление новых автомобилей на рынке, казалось бы, где-то даже и плюс. Но сохраняются риски демпинга и ещё большей нехватки бланков иностранных разрешений для перевозок. Беспокоит отечественный бизнес и кадровый вопрос. Как правило, многие зарубежные компании заходят на наш рынок со своим штатом. Если казахстанских водителей в случае потери или порчи груза можно найти и привлечь к ответственности, то с россиянами и белорусами практика будет другая. В Нацпалате нам сообщили, что перед госорганами эта проблема тоже ставится. Но там пока ссылаются на нормы ЕАЭС.
Мурат Амрин, управляющий директор НПП «Атамекен»:
— Ведутся переговоры с уполномоченными госорганами, с бизнес-сообществом, что необходимо усилить требования к международным перевозкам для получения допуска на территории РК. Также рассматривается вопрос о привлечении казахстанских водителей для осуществления международных перевозок. Однако мы видим, что в рамках союзного договора о ЕАЭС предусмотрены нормы, которые разрешают, дают свободу перемещения граждан России и Беларуси для работы в Казахстане.