Самая протяженная в России граница с Казахстаном должна стать одним из главных пунктов, через который пойдут поставки параллельного импорта. Благодаря ему власти страны собираются заполнить полки российских магазинов товарами ушедших брендов.
Пока для отечественных чиновников и экспертов параллельный импорт остается одной из главных тем. Зато те, кто этот импорт должен возить и проверять, почти ничего про него не знают. На российско-казахстанской границе говорят о других проблемах, которые уже в ближайшее время могут повлиять на перевозки.
Очередь из более чем четырех десятков фур уходит за линию горизонта. Грузовики ждут, чтобы выехать из России в Казахстан через пункт пропуска Бугристое в Челябинской области.
Пограничные проверки и оформление документов занимают время. Поэтому до вечера пробка только растет, сокращаясь к утру. В выходные она и вовсе может растянуться на несколько километров.
Судя по госномерам, здесь скапливается больше всего машин из Казахстана. Российских — почти нет. Впрочем, опытные дальнобойщики объясняют подобную «географию» особенностью погранпункта — по логистическим причинам отечественным дальнобойщикам проще пересекать границу в других местах.
В ожидании проезда границы водители грузовиков откровенно скучают: обедают, спят, протирают окна или сидят в смартфонах. Дальнобои охотно отвлекаются на расспросы, но все как один просят себя не фотографировать.
— Я лет пять катаюсь (через российско-казахстанскую границу). За это время здесь ничего не менялось. Даже во время карантинов (пандемии) границу закрывали для гражданских машин. А мы продолжали спокойно ездить. Такие пробки были и при карантине, и после. У нас работа, по сути, сезонная. Летом — стройки, урожай, поэтому рейсов много. Зимой гораздо меньше машин, — объясняет водитель из Казахстана с русским именем Игорь.
На период эпидемии власти Казахстана закрыли сухопутные границы, сохранив проезд только для большегрузов. Частные гражданские авто стали запускать только весной 2022 года.
Дальнобойщик Азамат, протирая фары своего «Вольво», с удовольствием вспоминает времена пандемии:
— Тогда больше заказов было. А сейчас у вас (спецоперация) с Украиной. Из-за этого ваши (российские) и белорусские машины не пускают на запад. Теперь они все ездят по Азии. По Казахстану, Узбекистану едешь — прямо везде ваших встречаешь. Очень много российских и белорусских (грузовых) машин стало.
С 9 апреля в рамках антироссийских санкций введен запрет на въезд в страны ЕС автомобилей российских и белорусских перевозчиков.
Абдул привез в Россию арбузы. Но с трудом нашел груз на обратный рейс домой. В проблеме он винит переориентацию российских автотранспортных компаний на азиатские страны.
— Обычно у нас все работают с нашими казахстанскими логистами. Но теперь они говорят, что нет грузов из России, везти нечего. У нас уже сезон урожая. Уже везем лук, арбузы. А обратно же мы не можем идти такой путь пустыми! У нас и так соляра подорожала. Невыгодно будет в Россию ездить. Я вот этот груз с трудом нашел через старого заказчика.
— И что делать? Будете цены повышать или перестанете ездить в Россию?
— Не знаю. Надо считать.
Нурислам из Шимкента предлагает выход из сложившейся ситуации:
— У меня у знакомых — есть много фур. Когда (спецоперация) началась, они сказали: «Нам невыгодно ездить в Россию». Теперь они ездят в Европу. Маршрут все равно получается через Россию, а дальше — Беларусь и Европа. Наши машины там нормально пропускают. Так они ездят в Польшу и Литву.
Ни один дальнобойщик из длинной вереницы автомобилей, столпившихся перед границей, не слышал о параллельном импорте.
Переориентация на экспорт
В рамках ответных мер на уход из России иностранных компаний правительство разрешило ввозить в страну заграничные товары без согласия правообладателей. Если раньше подобный импорт был в России под запретом, то с 29 марта его узаконили. А Минпромторг РФ опубликовал список товаров, разрешенных к параллельному импорту. В обширный перечень вошла продукция от игрушек и автомобилей до полезных ископаемых и судов.
На Петербургском международном экономическом форуме министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказывал, что по системе параллельного импорта в страну уже завезли продукцию на $2 млрд.
А в таможне Челябинской области, непосредственно граничащей с Казахстаном, признаются, что пока не работали с параллельным импортом.
Станислав Васев, заместитель начальника таможенной службы Челябинской области:
— Пока в своей практике мы с параллельным импортом не встречались. Но накопленный опыт позволит нам отличить подделку от оригинального товара. И, соответственно, принять правильное решение.
После создания Таможенного союза привычные посты с таможенниками на погранпереходах из России в Казахстан — пропали. Вместо них ведомство создало мобильные посты. По словам Васева, в Челябинской области работает три мобильных поста: два курсируют непосредственно в приграничных Троицком и Карталинском районах области, а один работает на внутренних челябинских дорогах.
Мобильный пост — это своего рода передвижной офис таможни, в котором сотрудники могут проверять накладные и прочие документы у проезжающих фур и соответствие груза документам.
Олег Васнев, ведущий инспектор отдела контроля за ввозом и оборотом товаров Челябинской таможни:
— В первую очередь мы смотрим рефрижераторы на наличие санкционной продукции. Бывали случаи, когда санкционку перегружали из белорусских на российские машины и везли.
При обнаружении продукции параллельного импорта таможенникам будет достаточно того, чтобы товары были указаны в списке Минпромторга, а у перевозчика присутствовали документы о законном приобретении.
Между тем выяснилось, что с марта 2022 года силы российской таможни переориентированы с импорта на экспорт товаров.
Станислав Васев:
— Произошло усиление контроля за вывозимыми товарами. Но задачи по контролю ввозимой продукции никто не снимал. Кроме того, правительство приняло решение об упрощении процедуры ввоза продукции для недопущения дефицита. Поэтому сегодня менее 1% ввозимых товаров первой необходимости подвергается таможенному досмотру.
Информацию о смене приоритетов 66.RU подтвердили и в Уральском таможенном Управлении.
Теперь основные усилия таможенников брошены на контроль за исполнением президентских указов, запрещающих вывоз с территории РФ различных видов товаров: сахара, злаков (за исключением семян), высокотехнологичного оборудования, запчастей, сельскохозяйственной, дорожной и строительной техники.
Так, с марта челябинская таможня пресекла вывоз автомобильными путями 88 товарных партий. Большая часть — оборудование и запчасти, в том числе 200 тон сахара и 40 тонн ячменя. На железной дороге задержано 30 вагонов, в которых перевозили около 2 тысяч тонн товаров без разрешительных документов либо запрещенных к вывозу, в том числе сахара и пшеницы.
Неофициально таможенники признаются: «Мы следим за тем, чтобы товары из российского санкционного списка остались в стране, но не возражаем, если что-то из антироссийской санкционки заедет в страну».