← Безопасность и страхование

Эвакуатор в «кустах» или Как новый регламент работы ГАИ РФ узаконит поборы «гаишной» мафии

novosibirsk.bezformata.com

МВД опубликовало очередной — третий по счету — вариант регламента работы дорожной полиции. Некоторые изменения могут до невозможности огорчить водителей. Особенно омских.

Существующий регламент работы ГАИ РФ действует с 2017 года и МВД уже который год мусолит его на предмет внесения изменений. Однако, впервые в своей практике, МВД планирует наделить сотрудников ДПС правом выявлять неисправности автомобилей на дороге с помощью органов чувств. Говоря проще — «на глазок».

Как говорится в проекте приказа:

«Проверка технического состояния транспортного средства производится органолептическим методом или с использованием специальных технических средств на предмет его соответствия требованиям, установленным в отношении находящегося в эксплуатации транспортного средства»

Что такое органолептический метод?

Органолептика — свойства вещей, объектов внешней среды (воздух, вода, пища и т. п.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств — на слух, на ощупь, по запаху, вкусу или с помощью зрения.

И если это пройдет, то ГИБДД может — и будет! — проводить техосмотр авто прямо на проезжей части своим, так сказать, «наметанным глазом-алмазом». Теперь, видимо, точный «градус» люфта рулевого колеса будут определять на ощупь, а капающую из-под машины жидкость — на вкус. Ну, а для чего еще нужны «вкусовые сосочки»?

А далее, следуя логике, высмотрев, вынюхав или нащупав неисправность, отправят автомобиль на принудительный техосмотр?

Еще один момент: теперь сотрудники ГИБДД вправе не «предлагать», а «требовать» выйти из машины и водителю, и пассажирам. При этом число причин, по которым придется покинуть авто, существенно расширяется. А за «неповиновение законному распоряжению сотрудника» по ст. 19.3 КоАП полагается совершенно конкретное наказание: до 4000 рублей штрафа или арест на 15 суток.

Понятно, что водители «в предчувствиях» небывалой, просто зашкаливающей активности инспекторов ГИБДД. Перефразируя старю поговорку «гуляй, рвань, все оплачено»: греби, инспектор, всё узаконено! И омские водители — как, впрочем, и водители из ближайших регионов — знают об этом не понаслышке.

Напомним. В марте 2020 года на одной из парковок у снесённой «Арены-Омск» собрались омские — и не только — грузоперевозчики для сбора подписей под обращениями сразу в шесть инстанций, в том числе в ФСБ, Генпрокуратуру, УСБ МВД о произволе омских сотрудников ГИБДД. Практически год — с марта-апреля 2019 года — под предлогом техосмотра их тормозили как на въезде в город, так и в самом городе.

Ну, а дальше все как по нотам: проверка рулевого люфта, состояния гидроусилителя, тормозной системы — всё без специальных приборов, полагаясь только на свои руку и глаз. Естественно, находили неисправность, вызывали «свой» же эвакуатор, который всегда дежурил где-то рядом, «в кустах», и отправляли на «свою» же штрафстоянку, где можно было «зависнуть» от нескольких часов до нескольких суток. Вот и считайте: штраф 500 рублей, услуги эвакуатора — 2300, случалась и «сложность погрузочных работ — 12 300», плюс время на штрафстоянке: 400 рублей — первый час, 100 — каждый следующий.

Понятно, что суммы набегали более чем внушительные.

Слух о «гаишном беспределе» в регионе «прошел по всей Руси великой» — многие дальнобойщики просто боялись ехать через Омскую область. А надо. Конкретные «интересанты», в том числе из руководства омского управления ГИБДД, так и не были названы, но тот факт, что водители решили обратиться сразу наверх, говорил сам за себя.

После выхода статьи в редакцию сайта БК55 посыпались звонки и письма от пострадавших дальнобойщиков. Пытаясь разобраться «ху из кто», сайт БК55 провел собственное расследование. Корреспонденты побывали на автостоянке по ул. Волгоградской, 34/5, куда свозили «проштрафившийся» транспорт. На тот момент она принадлежала ООО «КомплексМед», учредителем и директором которого являлся некто Константин Трещеткин. Офиса по указанному адресу и близко не было, а вот г-н Трещеткин оказался человеком весьма разносторонним.

В свое время он не только учредил «Фонд развития казачества Омской области», но и являлся основателем омского блокчейн сообщества, членом РАКИБ.

Побывали журналисты и в некоторых «рыбных местах», о которых нам рассказали водители. В частности, на выезде из Старого Кировска, с ул. Мельничная (со стороны поселка Мелиораторов). Увы, осталось за кадром, как очередной эвакуатор утащил КАМАЗ с цистерной-бочкой, «определив» неисправность рулевого управления.

Сами экипажи ДПС, заметив, что их фотографируют, ударились в бега.

На публикацию сайта БК55 отреагировала пресс-служба областного УМВД:

«УМВД России по Омской области назначено проведение проверки, в ходе которой будут изучены изложенные в публикации факты»

И хотя — ожидаемо! — никаких нарушений выявлено не было, «гаишную» автостоянку на Волгоградской вроде бы прикрыли, а поборы на дорогах прекратились.

Как оказалось — временно. Осенью, когда «в полном разгаре страда деревенская», снова активно «застрадали» на дорогах и сотрудники ГИБДД. Правда, они сменили тактику: старались тормозить машины только с иногородними номерами. И в этом был свой резон: в чужом регионе куда и к кому кидаться за помощью? Проще заплатить и ехать дальше.

В том, что «сборщики податей» с «нюхом, как у собаки, а глазом, как у орла» снова трудятся «со всем усердием» можно было убедиться не просто, а очень просто — самим выйти на дорогу. Что и сделала мобильная бригада сотрудников БК55 — два журналиста и фотограф. И вуаля!

2021 год прошел относительно тихо и тут такой «сюрпрайз»: согласно проекта нового регламента основным «инструментом» для теохсмотра назначается полицейский глаз.

Естественно, в первую очередь возникает вопрос: не станет ли ЭТО очередной бездонной кормушкой для ГИБДД?

Мнения разделились. Как отмечал в беседе с «Газетой.Ru» председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин:

— В наших условиях к злоупотреблениям может привести все, что угодно. Однако, когда речь идет о серьезных неисправностях, должны использоваться диагностические приборы и специально подготовленные сотрудники и у водителя в данном случае есть возможность защититься от необоснованных претензий. Однако для этого водителю необходимо знать действующие нормативные акты и, возможно, потребуется подтвердить, что автомобиль соответствует установленным требованиям.

Юрист Сергей Смирнов считает:

— Особенно ничего не изменится. Видимые неисправности, которые не требуют количественных оценок… и сейчас так фиксируются. Или просто указываются в протоколе, фиксируются на видео, например, которое дополнительно приобщается к протоколу. Если же нужно определить процент люфта рулевого управления, работу тормозной системы, то здесь визуальные основания уже не могут использоваться как доказательства. И проект нового регламента здесь ничего не меняет.

Автоэксперт Юрий Панченко:

— Не может быть такого, чтобы инспектор сел за руль и начал крутить его, проверяя люфты. Фактически единственная неисправность рулевого, которую инспектор может определить по нынешним нормативам, — это если вместо автомобильного руля прикручен, условно, велосипедный. Остальные неисправности требуют инструментального контроля и доступа в салоне.

Автоюрист и правозащитник Дмитрий Ларионов:

— Все обсуждают возможную коррупциогенность этого проекта, а я вижу, что существующий порядок вещей куда более способствует коррупции: диагностические карты продаются на каждом углу. Когда техосмотр находился в ведении ГИБДД, структура занималась выявлением неисправных машин, но передача функции техосмотра к РСА полностью развалила эту систему.

Народ в коментах был зол и скептичен:

«Василий: Вы что там курите? На глазок машины смотреть будет дпс с ума не сходите там интересно вы чего добиваетесь?»

«СаныСаныч: А что ещё можно было ожидать от тех, для кого мы новая нефть, а не люди. А что, очень удобно, вместо борьбы с беспределом дать ему законный статус, так глядишь дойдём и до расстрелов на месте как в США. А всем поддерживающим искренне желаю на своей ж**е прочувствовать все прелести и тонкости нововведений»

А как считаете вы?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: А. Катаев / bk55.ru

Ульяна Нескорова