Логистические рынки Беларуси и России всегда были тесно связаны. А после закрытия европейских границ в эту связку попали и перевозчики Казахстана. Как введение санкций отразилось на сфере грузоперевозок трех стран и как эти изменения повлияли друг на друга к концу лета?
Директор компании-представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко проанализировала данные для OL.
Беларусь лидирует по росту внутренних перевозок
Если говорить о внутренних рынках, то, по данным ATI.SU, сильнее всего ситуация с санкциями и закрытием границ отразилась на белорусском грузопотоке. Во втором квартале спрос на перевозки внутри страны вырос на 25%. На российском рынке рост оказался несколько скромнее — 19%. В Казахстане же ситуация поменялась не сильно — улучшение спроса незначительное.
«Такой рост спроса на внутренние перевозки в Беларуси и России логичен и обусловлен снижением объемов грузопотока в страны Европейского союза, — комментирует данные Татьяна Солдатенко. — Для белорусских перевозчиков катализатором переориентации на свой рынок стало еще и падение ставок на перевозки в Россию из-за возросшей конкуренции. Перевозчиков Казахстана запрет на въезд в ЕС не коснулся, поэтому и существенных изменений на внутреннем рынке страны не произошло».
Казахстан больше всех нарастил экспортный грузопоток
Однако совсем иначе выглядит ситуация с экспортными перевозками. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то в апреле — июне рост грузоперевозок из Казахстана в другие страны составил 270%. В годовом выражении положительная, хоть и не сравнимая с казахстанской, динамика сохранилась и в Беларуси (плюс 6%), и в России (плюс 15%). Если же сравнивать кварталы 2022-го, то цифры следующие — минус 9% в Беларуси, минус 7% в России и плюс 136% в Казахстане.
«Быстрая переориентация белорусов и россиян на восточные направления не позволила кривой спроса упасть еще ниже, — отмечает Татьяна Солдатенко. — Рекордно быстрое наращивание объемов перевозок с азиатскими странами частично компенсировало “просевшее” европейское направление. Потому в годовом выражении Беларусь все равно вышла в плюс. Перевозки же из Казахстана, которого не коснулись ограничения, начали резко набирать обороты».
И наиболее серьезный вклад в этот казахстанский рост внесли как раз таки российское и белорусское направления — плюс 138% и плюс 158% соответственно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Всплеск популярности направлений Казахстан — Беларусь и Казахстан — Россия объясняется еще и тем, что на казахстанский рынок стали массово переходить российские и белорусские компании, — считает эксперт. — Крупные игроки рынка открыли здесь свои представительства, чтобы иметь возможность работать без ограничений со странами ЕС».
В России вырос спрос на импортные автоперевозки
Что касается импортных автоперевозок, то здесь рекорды ставит Россия. Спрос на перевозки в РФ из других стран во втором квартале 2022 года по сравнению с первым составил плюс 45%, а в годовом выражении — плюс 53%. В то время как в Беларуси эти показатели немного снизились — грузопоток из других стран во втором квартале уменьшился на 7% по сравнению с первым и на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Казахстане перевозки из других стран сохранили прошлогодний уровень и показали положительную динамику, если сравнивать с первым кварталом.
«Но надо понимать, что рост автомобильных грузоперевозок из других стран в Россию не значит увеличение импорта в эту страну, — отмечает директор компании-представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко. — Здесь, скорее, речь о компенсации автомобильным транспортом морских перевозок».
Значительную же роль в снижении грузопотока в Беларусь, по данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», сыграла Россия. Спрос на перевозки из России в Беларусь во втором квартале 2022 года по сравнению с первым снизился на 13%.