На дорогах Оренбургской области с конца июня заработали пять автоматических пунктов весового и габаритного контроля. Их установили по нацпроекту, основная задача техники — пресекать перегруз транспорта на дорогах, не позволяя разрушать отремонтированное дорожное полотно.
Под штрафные санкции попали мусоровозы, фермеры с урожаем 2022, нефтяники, строители. Список недовольных новой мерой на дорогах региона можно продолжать, однако в ГУДХОО озвучили четкую позицию – пункты будут работать дальше.
— Пункты автоматического и габаритного весового контроля (АПВГК) расположены на региональных и межмуниципальных дорогах области не произвольно, как кому-то может показаться, а в зависимости от их транспортной значимости для области и напряженности грузового трафика. То есть, эти дороги относятся к числу самых эксплуатируемых в плане грузового движения. Отдельно необходимо отметить, что ранее все они были отремонтированы или капитально отремонтированы. При этом стоимость ремонтных работ исчислялась сотнями миллионов и даже миллиардами рублей.
АПВГК – это аппаратно-программный комплекс для измерения весогабаритных параметров транспортных средств без снижения скорости движения и без участия человека. Позволяет при помощи вмонтированных в дорожное полотно датчиков провести необходимые измерения в потоке. Если параметры по весу, нагрузкам на оси и размерам превышают допустимые на данной дороге, номерной знак фиксируется, и затем данные в автоматическом режиме передаются в уполномоченный орган, где, в свою очередь, принимается решение о привлечении нарушителя к административной ответственности. При помощи АПВГК можно также проверять наличие специального разрешения на проезд в федеральной и региональной системе без участия представителя владельца дороги и сотрудника ГИБДД.
-Сохранить дороги в нормативном состоянии — это главная задача АПВГК, а не сбор денег в виде штрафов за перегруз, как думают некоторые. Ведь Оренбуржье, в первую очередь, благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги», имеет возможность ежегодно вкладывать в региональную и межмуниципальную дорожную сеть миллиарды рублей. Задача дальнейшей сохранности приведенных в норматив дорог является первостепенной, так как в последние годы наблюдается постоянный рост интенсивности грузового движения как на межрегиональных, так и на внутриобластных маршрутах. Одновременно идет увеличение максимальной массы грузовых автомобилей и их осевых нагрузок. При этом подавляющее большинство наших дорог построены в 70-е – 80-е годы и соответствуют реалиям грузового движения того времени с максимальной нагрузкой на ось в 6 тонн. В современных условиях под воздействием перегруженного транспорта без весогабаритного контроля отремонтированные дороги вновь быстро придут в негодность и потребуют новых капитальных вложений на восстановление.
— Но есть еще точка зрения грузоперевозчиков, многие из которых к появлению АПВГК относятся негативно и открыто критикуют их работу.
— Критика должна иметь под собой основание, быть конструктивной, проще говоря. Пока что мы видим желание многих перевозчиков продолжить передвижение по нашим дорогам с перегрузом, но при этом избегать административной ответственности. Напомню, что с конца июня этого года данные о нарушителях отправляются в ЦАФАП УГИБДД УМВД по Оренбургской области, где, в свою очередь, принимаются решения о наложении штрафов. А суммы этих штрафов немалые – от 150 до 400 тысяч рублей в зависимости от степени перегруза.
— Что делают водители перегруженных автомобилей для уклонения от штрафных санкций?
— Основных способов несколько. Во-первых, движение в объезд рамок АПВГК. Это мы наблюдаем, например, в селе Яман Илекского района, по территории которого проходит региональная автодорога Илек-Ташла-Соболево и в границах села на этой дороге установлен один из АПВГК. Недобросовестные водители, заведомо зная о перегрузе, съезжают с дороги и объезжают АПВГК по улично-дорожной сети села, которая совершенно не рассчитана на движение большегрузного транспорта и как следствие начала разрушаться. Второй способ – сокрытие государственных номерных знаков автомобилей при подъезде к АПВГК. Берется какая-нибудь тряпка, номер завешивается, и, таким образом, становится невидимым для фотокамер. После проезда АПВГК номер вновь открывается. У этого способа есть более продвинутая, если можно так выразиться, разновидность, номер «перевертыш» — специальный механизм, убирающий передний номерной знак под бампер во время проезда АПВГК. После чего номер возвращается на свое обычное место. И, наконец, третий способ – движение через АПВГК так называемым «паровозиком», то есть, впритык к другому грузовику. При этом номерной знак нарушителя закрывает идущая впереди машина. Все эти способы нам хорошо известны, совместно с ГИБДД мы разрабатываем и реализуем комплекс мер для противодействия таким недобросовестным водителям.
— Что планируется в ближайшей перспективе? Увеличится ли число АПВГК на дорогах области?
— Да, эта практика будет продолжена. Чтобы обеспечить долговечность дорог, на основных маршрутах грузового движения будут устанавливаться новые АПВГК. Еще раз отмечу – их транспортная значимость и напряженность с точки зрения интенсивности грузоперевозок и впредь будет главным фактором при определении конкретных мест установки АПВГК. До 2024 года в области на дорогах регионального и межмуниципального значения должны появиться ещё 10 автоматических пунктов весогабаритного контроля.
Места установки АПВГК в Оренбуржье:
- км 244 автодороги Бугульма – Бугуруслан – Бузулук — Уральск, Курманаевский район, с. Лабазы;
- км 89 автодороги Ивановка – Сорочинск – Ташла, Сорочинский городской округ перед примыканием к федеральной автодороге М-5 «Урал» Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск. Подъезд к г. Оренбургу.
- км 24 автодороги Оренбург – Беляевка, Оренбургский район у моста через р. Бердянка;
- км 14 автодороги Илек – Ташла – Соболево, Илекский район, с. Яман;
- км 2 автодороги Подъезд к с. Сакмара от автомобильной дороги Р-239 Казань — Оренбург — Акбулак — граница с Республикой Казахстан, после поворота с федеральной трассы в сторону с. Сакмара, Сакмарский район.