Продажа российских активов — сигнал об окончательном уходе MAN и Scania из нашей страны, считают эксперты. Как это скажется на российском рынке коммерческой техники и чем это грозит владельцам автомобилей уходящих брендов, разбирались «Известия».
Немецкий автопроизводитель MAN и шведская Scania намерены продать свои доли в дилерских центрах, расположенных на территории нашей страны, российским партнерам. Об этом говорится в сообщении подконтрольного Volkswagen Group концерна Traton, в который входят оба бренда. Также будет продано финансовое подразделение Scania, которое обеспечивало лизинг грузовиков этой марки в нашей стране.
Оценили убытки
«Эти сделки требуют одобрения наблюдательных советов Traton SE и Volkswagen AG, а также различных регулирующих органов в Российской Федерации. Ожидается, что они будут завершены к I кварталу 2023 года», — говорится в релизе концерна.
В компании не ожидают прибыли от продажи российских активов MAN и Scania. Напротив, убыток от совершения этой сделки в Traton оценивают в €550 млн. В штаб-квартире Traton «Известиям» подтвердили планы по продаже активов, однако отказались раскрыть подробности будущей сделки.
— Из-за соглашений о конфиденциальности мы не можем назвать компании, которые приобретут соответствующие предприятия, — заявил «Известиям» сотрудник пресс-службы концерна Traton Маттиас Карпштейн. Он отметил, что
российский завод под Санкт-Петербургом, на котором выпускались грузовики MAN и Scania, остается в собственности концерна.
— Предприятие в Санкт-Петербурге не является частью объявленных сделок, — подчеркнул Маттиас Карпштейн в разговоре с «Известиями».
Представитель Traton напомнил, что MAN и Scania уже в марте приняли решение прекратить поставки грузовиков и автобусов, а также запчастей в Россию и остановить производство в Санкт-Петербурге.
Параллельный импорт не панацея
Продажа дилерских центров МAN и Scania может говорить о сворачивании бизнеса этих компаний в России, считает редактор рубрики «Грузовики и автобусы» издания «Авторевю» Федор Лапшин.
— По моим данным, представительства компаний в нашей стране будут закрыты, а продажами автомобилей МAN и Scania займется российская компания, — заявил он «Известиям».
Эксперт отметил, что
вопрос с поставками грузовых автомобилей этих марок остается открытым.
По его словам, их ввоз по параллельному импорту проблематичен, поскольку, в отличие от легковых моделей, грузовики более чувствительны к специфике российского климата и особенностям их эксплуатации в нашей стране.
— Европейские грузовики в Россию поставлялись в особом «северном» исполнении, с дополнительной теплоизоляцией кабин, увеличенной мощностью автономных отеплителей, некоторыми другими отличиями в конструкции. Кроме того, на наш рынок шли автомобили с двигателями «Евро-5», в то время как на европейском рынке продаются грузовики с моторами «Евро-6», — отметил Федор Лапшин. Найти модели, которые смогут без особых проблем эксплуатироваться в нашей стране с учетом российских особенностей, и ввести их в обход санкций будет достаточно сложно, считает он.
По словам Лапшина, завод под Санкт-Петербургом не играет особой роли в бизнесе МAN и Scania в нашей стране. На нем велась сборка некоторых моделей грузовиков, которые приходили на предприятие в виде машинокомплектов, отметил он.
— Сам по себе этот завод достаточно небольшой, дорогостоящего оборудования на нем нет. Переориентировать его на другой вид деятельности, например под склад, особого труда не составит,
— полагает Лапшин.
Уход МAN и Scania с российского рынка на обслуживание автомобилей сильно не повлияет, считает эксперт. По его словам, еще до введения санкций многие владельцы грузовиков использовали для их ремонта и ТО неоригинальные запчасти.
Удар чувствительный, но не смертельный
Scania и MAN являлись одними из ключевых игроков на российском рынке коммерческих автомобилей. Их суммарная доля в общем объеме продаж новых грузовиков составила около 12%. По данным портала «Автостат Инфо», в 2021 году шведский автопроизводитель занял третью строчку в статистике продаж коммерческого транспорта с результатом в 7341 автомобиль, уступив только КамАЗу и ГАЗу. MAN в прошлом году реализовал в России 4849 грузовиков.
Уход немецкого и шведского автопроизводителей из России будет чувствительным, но не фатальным ударом по российскому рынку грузовиков, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
— Долю MAN и Scania на рынке со временем займут в первую очередь китайские, белорусские и российские производители грузовиков.
Правда, для этого ряду крупных логистических компаний придется пересмотреть свои планы по обновлению автопарка, — заявил он. В качестве примера эксперт привел ритейлера «Магнит», основную долю автопарка которого составляют грузовики MAN TGS и TGX.
По его словам, продажа дилеров MAN и Scania своим российским партнерам — вынужденная мера, связанная с определенным давлением со стороны головной компании — Volkswagen AG.
— Никаких экономических предпосылок для этого нет и не было. На грузовом рынке отмечается устойчивый спрос на технику, а позиции MAN и Scania в России были достаточно сильными.
Это исключительно политическое решение,
— отметил независимый консультант по автопрому.
Вторичным последствием решения о продаже активов является уход MAN и Scania от гарантийных обязательств, полагает эксперт. Получить комментарии от представителей российских офисов MAN и Scania относительно перспектив компаний в нашей стране «Известиям» не удалось.