← Автомобильные грузоперевозки

Поехали. Как перевозчики работают в условиях запрета въезда в РФ фур из ЕС

фото: "Аргументы и факты" / pskov.aif.ru

После введения санкций и запрета на въезд в Евросоюз для российских грузоперевозчиков наступили тяжёлые времена. Кто-то из них постарался переориентироваться на работу по стране, кто-то просто «встал».

Ещё весной представители компаний заявляли, что необходимо перенять опыт Белоруссии, когда иностранный перевозчик может доехать только до ближайшего склада временного хранения, где должен передать груз или весь прицеп местным компаниям для дальнейшей транспортировки. И вот 10 октября в России также вступил в силу запрет на перевозку грузов иностранными компаниями. «АиФ-Псков» выяснил, что изменилось в работе псковских автоперевозчиков и с какими новыми проблемами они столкнулись.

Приграничное состояние

Согласно Постановлению правительства РФ, запрещающему перевозку грузов по России на транспортных средствах, зарегистрированных в Евросоюзе и ещё ряде стран, часть Псковской области попала в список территорий, на которые этот запрет не распространяется. Это означает, что иностранный перевозчик может доехать только до склада временного хранения в Псковской области, где обязан передать груз российской компании, которая уже доставит его или до места таможенного оформления, или непосредственно заказчику, если товар уже растаможили.

«Мы теперь уже не окно в Европу, а дверь!» - заявил нашему изданию руководитель Ассоциации перевозчиков Псковской области Виктор Семёнов. Он отметил, что в списке территорий, на которые запрет не распространяется, есть и другие приграничные регионы страны, но в любом случае именно через Псковскую область идёт основной грузопоток из Европы. «Это, конечно, очень хорошо, особенно для псковских перевозчиков», - констатировал эксперт.

В перечень муниципалитетов, где движение иностранных фур разрешено, попали Псков, Себежский, Печорский и Пыталовский районы. Именно в них находятся те самые склады временного хранения. Всего их восемь.

«Конечно, изменение законодательства отразилось на нас положительно. Все поехали и начали работать. До этого было меньше возможностей», - сказал «АиФ-Псков» представитель одной из псковских логистических компаний Денис Баулин. По его словам, в первый день после вступления в силу Постановления правительства наблюдалось затишье, все пытались понять, как на практике этот документ будет работать. «А во вторник начался бум, начались перегрузки и переброски, появились клиенты, которые начали просить вывезти машину с терминала», - поделился представитель логистической компании. Он заметил, что сейчас связи с псковскими перевозчиками восстанавливают давние партнёры, кроме того, появляются новые клиенты.

«За первые два дня могу привести 6 примеров, когда в Пскове перегружали товар. В любом случае всё поедет, всё наладится, работы прибавится. Сейчас же некоторые ещё не отправляют грузы: ждут, смотрят, как поедут», - рассказал Денис Баулин.

Он добавил, что некоторых перевозчиков известие о том, что они не могут проехать по России, застало прямо в очереди на границе и таким компаниям пришлось экстренно искать российскую фирму, которая сможет забрать груз.

О том, что теперь иностранные отправители ищут российских перевозчиков, говорит и  Валерий Лесников, - директор специализирующейся на международных автоперевозках компании, глава регионального отделения общественной организации предпринимателей «Опора России». «Иностранные перевозчики налаживают контракты с нашими компаниями. Пути различные: и через международную организацию международных перевозок, и к нам в «Опору России» обращаются, спрашивают, с кем можно договор заключить. Сейчас поехало всё, что стояло на простое. У меня вот все машины поехали», - отметил он.

Виктор Семёнов уверен, что работы в новых условиях хватит всем, потому что грузовой поток будет только нарастать.

Расчётный счёт

Новая схема грузоперевозок пока выглядит следующим образом: перевозчик на таможенном посту указывает склад временного хранения, до которого едет. Прибывает в эту точку, где оформляются все необходимые документы, передаёт товар российскому коллеге и возвращается в Евросоюз. Если брокер растаможил груз прямо на складе в Псковской области, то он отправляется по конечному адресу, если же нет, то машина с товаром едет на тот терминал на территории России, где у заказчика есть договор с таможенным брокером.

Денис Баулин отметил, что проводить все таможенные процедуры на складах временного хранения в Псковской области, конечно, можно, но они не справятся с потоком грузов и будут стоять очереди. «Может быть какие-то терминалы сюда и перетащат со временем, посмотрим», - добавил он.

Однако перегрузка товара добавила и расходов. «На каждом складе временного хранения есть прайс: оплачивается заезд автомобиля, его нахождение на пункте, перегрузка. Выгрузка тонны товара сейчас стоит 650-850 рублей и столько же его погрузка, то есть получается где-то 1 400 за тонну. Возьмём среднюю машину и выходит в итоге порядка 30 000 рублей только на перегрузку. Конечно, это всё будет закладываться в перевозку, что в дальнейшем может привести к удорожанию некоторых товаров для потребителя», - заметил Денис Баулин. Он пояснил, что эти дополнительные расходы лягут на плечи получателя груза, то есть российской компании-заказчика: отправители крайне редко финансируют перевозку.

По словам Валерия Лесникова, стоимость перевозок после вступления в силу Постановления правительства действительно выросла, но не критично. «Цены чуть-чуть поднялись на те рейсы, которые сейчас состыковывают: с территории терминала у нас до терминала таможенной очистки в Москве или Петербурге», - сказал он.

Сила сцепления

Перевозчики, конечно, довольны открывшимися для них возможностями, однако без «ложки дёгтя» не обошлось. Во-первых, таможенные органы не позволяют производить перецепку, которая при этом прописана в Постановлении правительства.

Документ подразумевал два варианта транспортировки товара: перегрузку из европейской фуры в российскую или просто передачу европейского прицепа с грузом российскому тягачу. Собственно, именно так это работает в Белоруссии. Однако, таможня ссылается на собственные нормативные акты, по которым прицеп - это тоже транспортное средство, а движение зарегистрированных в Европе и ряде других государств транспортных средств с 10 октября запрещено. Вот и получается, что единственным вариантом пока остаётся перегрузка товара, которая тянет за собой дополнительные расходы и потерю времени.

«Был на днях семинар для перевозчиков. Вопрос про иностранный прицеп волновал всех. И представители Федеральной таможенной службы разъяснили, что нет, перецеплять его нельзя», - констатировал Денис Баулин.

«Да, есть некоторые нюансы в сфере понимания исполнения Постановления правительства», - согласился Валерий Лесников и добавил, что вообще-то и по таможенному кодексу перевозить иностранные прицепы по России разрешено для завершения международной перевозки.

Второй пункт, который волнует псковских грузоперевозчиков, это длинный список товаров, разрешённых к перевозке иностранными компаниями напрямую. Там и лекарства, и алкоголь, и продукты питания, и удобрения, и пластмасса, и картон с бумагой: всего в перечне более 60 пунктов.

«Честно говоря, не очень много того, что не входит в список и остаётся для перевозки», - отметил Валерий Лесников и добавил, что к этому перечню нужно ещё добавить и те товары, которые с обеих сторон находятся под санкциями.

Санкции, кстати, не позволяют сделать такие стыковочные перевозки максимально эффективными, когда российский и иностранный тягачи просто менялись бы грузами. «Сейчас минимальный ассортимент товара для экспорта, поэтому практически нечего возить», - сказал Валерий Лесников.

Протокол разногласий

Все перевозчики надеются, что разночтения Постановления правительства будут устранены и транспортировку иностранных прицепов всё же разрешат. «Думаю, что в течение двух недель начнут приведение нормативных документов в соответствие», - говорит Виктор Семёнов, но замечает, что даже этот нюанс не мешает сейчас возить грузы.

Он полагает, что в перспективе удастся и сократить перечень товаров, которые могут транспортировать по России иностранные перевозчики. «Тот же алкоголь доступен к перегрузке. Его перегружали раньше и никакого боя не было. Думаю, что этот товар можно смело убрать из перечня и отправить на перегрузку», - уверен он.

По его словам, в настоящее время идёт мониторинг того, как проходят грузоперевозки в новых условиях. С этой целью в Псковскую область на две недели приехал руководитель северо-западного отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). «По итогам будем выходить с инициативами», - пообещал Виктор Семёнов. Он напомнил, что президент Ассоциации Евгений Москвичев является председателем комитета Государственной Думы РФ по транспорту, поэтому не исключено, что после проведённого мониторинга появятся и какие-то законодательные инициативы.


Елена Лешкина