← Автомобильные грузоперевозки

«На грани выживания». Белорусские перевозчики о положении дел к концу года

https://av.by

2022-й в логистике отметился кардинальными переменами. Отлаженные схемы и логистические цепочки разрушились одна за другой с введением санкций, новые строятся спешно, но не так быстро, как хотелось бы. Как с такими переменами справились белорусские игроки рынка?

Международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди своих пользователей. У перевозчиков и грузоотправителей из Беларуси поинтересовались, как они пережили этот год. И вот что показали результаты.

«Сначала было тяжело, но к концу года стало налаживаться. Приспособился к ситуации» — 42% принявших участие в опросе пользователей выбрали такой вариант.

«Сохранили бизнес (работу) и стабильный доход» — 8%.

46% участников опроса настроены менее позитивно и рассматривают возможность смены сферы деятельности: «Пока удалось сохранить бизнес (работу), но на грани выживания. Возможно, скоро уйду из бизнеса».

4% не справились с кризисом: «Это крах. Уже перешёл в другую сферу».

За вариант: «Открыл перспективы, смог развить бизнес и увеличить доход» — не проголосовал никто.

— Можно заметить, что те, кому удалось подстроиться под новые реалии, и те, кому не очень, разделились поровну, — отмечает директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко. — Год действительно выдался непростым, и сохранение бизнеса и дохода на стабильном уровне можно уже считать успешным результатом. В условиях санкций потребовалась кардинальная перестройка логистических процессов, и важнейшую роль в этом сыграли среднеазиатские республики и страны Закавказья. В выигрыше оказались компании, сумевшие выстроить работу на этих маршрутах.

Новые направления и схемы доставки грузов, благодаря которым продолжение перевозок стало возможным, связаны именно с этими регионами. В 2022 году рост спроса на перевозки в некоторые страны (Казахстан, Турцию, Грузию, Армению) увеличился кратно. И, по словам Татьяны Солдатенко, это не предел: ещё большему росту грузопотока с государствами Средней Азии и Закавказья препятствуют локальные логистические проблемы.

— Речь и о низком уровне придорожной инфраструктуры и сервиса, и о сложностях с документооборотом, оплатами, — считает эксперт. — Надо понимать: это не тот уровень логистики, что привычен белорусским компаниям, для которых долгое время основным направлением в работе были страны Евросоюза.

Но надо отдать должное и государствам Средней Азии и Закавказья: они серьёзно настроены упрочить своё положение на арене мировой логистики и оперативно решать возникшие проблемы.

Светлана Лащевская