← Дороги, инфраструктура

Дорожные итоги 2022 года

Дорожная отрасль России в уходящем году функционировала без сбоев и даже с рекордными показателями по отремонтированным и построенным километрам трасс, несмотря на санкционное давление, логистические ограничения, трудности с поставками и частичную мобилизацию.

Во многом этому способствовали самодостаточность отрасли и ускоренное финансирование объектов. Важнейшим событием для дорожного хозяйства страны стал переход на пятилетнее планирование работ: утвержден план дорожной деятельности на 2023-2027 годы с 250 мероприятиями и суммарным бюджетом 13,2 трлн рублей. В конце года по традиции портал «ДорИнфо» отобрал ключевые дорожные объекты, запущенные в работу или открытые для движения в 2022 году, значимость которых высока для регионов и всей страны.

В 2022 году были открыты первые участки скоростной платной трассы М-12 «Москва - Нижний Новгород - Казань» в Московской и Владимирской областях, модернизированные отрезки продолжения трассы до Екатеринбурга и Тюмени (участки дорог Р-242 «Пермь - Екатеринбург» и Р-351 «Екатеринбург - Тюмень»), а сама автодорога получила название - «Восток». Также наметились перспективы формирования транснационального коридора «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Трасса М-12 длиной более 800 км строится в Подмосковье, Владимирской, Нижегородской областях, Чувашии и Татарстане. В сентябре на дороге открыли первый участок в Подмосковье от ЦКАД до обхода Орехово-Зуево, в октябре - участок во Владимирской области, в декабре - еще один участок во Владимирской области.

Таким образом, на магистрали для проезда к концу года доступно чуть более 100 км. Всю дорогу М-12 до Казани намерены открыть в декабре 2023 года. Далее трассу продлят до Екатеринбурга еще на 800 км по территориям Татарстана, Башкирии, Прикамья и Свердловской области. Для этого расширят, реконструируют и построят участки федеральных трасс М-7 «Волга» и Р-242 «Пермь - Екатеринбург», а также заново построят участок Дюртюли - Ачит: он поделен на три этапа по границам регионов (Башкирии, Пермского края и Свердловской области). На трассе М-7 в Татарстане строят обход Набережных Челнов и Нижнекамска с мостом через реку Кама, а в Башкирии - идут подготовительные работы на участке строительства обхода пяти сёл - Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново. Для строительства участка Дюртюли - Ачит в Прикамье и Свердловской области уже выбраны подрядчики. На трассе Р-242 в рамках формирования маршрута до Екатеринбурга будет расширено 139 км, ряд участков уже открыт, а всю трассу Р-242 в границах Свердловской области от Ачита до Первоуральска планируют сделать четырехполосной в 2024 году. За счет модернизации трассы Р-351 «Екатеринбург - Тюмень» автотрассу продлят до Тюмени: для строительства и реконструкции 72 км осенью выбрали подрядчика, а 40 км ввели в эксплуатацию в декабре. Вся дорога Р-351 в 2025 году будет четырехполосной.


Обход Хабаровска

В середине июля 2022 года открыли первую скоростную автотрассу на Дальнем Востоке - обход Хабаровска. Дорога - платная, длина основного хода составляет 27 км, общая протяженность всей построенной транспортной инфраструктуры - 52,8 км, расчетная скорость движения - 120 км/ч. На трассе возведены три моста, пять транспортных развязок и 21 путепровод. Автодорога построена при участии средств бюджета Хабаровского края и частных инвестиций. Инвестором выступал Российский инфраструктурный холдинг Группа «ВИС», финансовым партнером - Газпромбанк. Общая стоимость строительства - 47 млрд рублей

При реализации масштабного проекта было задействовано свыше 1,5 тыс. специалистов и более 200 единиц техники. Состав щебеночно-песчаной асфальтобетонной смеси при устройстве дорожной одежды подбирался для конкретных климатических условий. Впервые на Дальнем Востоке на мостах и путепроводах применили литой асфальт, а на пунктах взимания платы устроили покрытие, используемое при строительстве взлетно-посадочных полос. Специально для новой автодороги отечественными программистами была разработана интеллектуальная система управления движением, а из-за большого количества праворульных машин в регионе предусмотрены левые и правые полосы взимания платы - такая практика применяется в стране впервые. Также на каждом пункте взимания платы впервые реализовано использование сразу двух технологий электронного взимания платы - DSRC Транспондеры и RFID Метки.

Дорога имеет стратегическое значение, соединяя между собой федеральные трассы А-370 «Уссури», Р-297 «Амур» и А-375 «Хабаровск - Находка».

Новый транспортный обход позволит разгрузить дорожную сеть Хабаровска за счет вывода большегрузного и транзитного транспорта за пределы основных городских магистралей.

Мост через Обь в Югре

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в начале июля стартовало строительство моста через реку Обь в районе города Сургута. Проект предусматривает строительство четырехполосной автомобильной дороги протяженностью более 45 км. В нее войдет мост через Обь длиной 1,7 км, еще четыре моста и три путепровода. На масштабный объект направят 60,9 млрд рублей. По состоянию на конец года работы на объекте идут с опережением графика.

Главная цель возведения моста - снижение повышенного автомобильного потока на существующей переправе через Обь, которая сейчас работает в режиме трехкратной перегрузки. Новое искусственное сооружение станет ключевым объектом для обеспечения транспортной доступности крупнейших в мире районов по добыче углеводородного сырья (Югры и Ямала) с регионами России и заграницей. Также новое сооружение позволит перераспределить потоки и обеспечит альтернативную автотранспортную связь между Югрой и другими регионами Урала и всей России.

Северный обход Калуги

В сентябре в Калужской области состоялась церемония открытия обхода Калуги на участке Анненки - Жерело - реализация проекта завершила строительство 84-километровой Калужской кольцевой дороги.

Протяженность Северного обхода Калуги - 21,7 км, трасса имеет четыре полосы движения и соответствует категории I-б с расчетной скоростью 120 км/ч. На дороге построены четыре транспортные развязки, три моста и семь путепроводов. Ключевой частью работ стало возведение единого путепровода через Московскую железную дорогу и реку Каменку, который состоит из двух раздельных сооружений длиной более 300 метров каждый. Стоимость строительства, которое длилось с 2020 по 2022 годы, составила 14,7 млрд рублей.

Северный обход обеспечивает транспортную доступность нового качества между районами областного центра - по подсчетам специалистов, время в пути из центра Калуги до разрозненных населенных пунктов городского округа сократится с 1,5 часов до получаса. Кроме того, дорога выводит за пределы города транзитный транспорт, в том числе грузовой, что снижает нагрузку на местную дорожную сеть. Также трасса способствует развитию инфраструктуры прилегающих территорий.

Участок трассы А-181 «Скандинавия» в Ленобласти

В середине октября в Ленинградской области открыли еще один реконструированный участок федеральной трассы А-181 «Скандинавия» длиной 20 км - с 80-го по 100-й км. Работы на отрезке от пересечения с дорогой «Рощино - Цвелодубово» до поворота к поселку Кирилловское начались весной 2020 года. За это время на дороге реконструировали три развязки, возвели два надземных пешеходных перехода, два скотопрогона на путях миграции диких животных, а также выполнили реконструкцию моста через реку Великая. Одна из развязок имеет уникальную для Ленобласти конфигурацию. Она относится к типу «ромб с двумя кольцевыми пересечениями» и с четырьмя съездами, что обеспечивает высокую скорость движения. Минимальное количество конфликтных точек обеспечивает высокий уровень безопасности, а схема позволяет развернуться при движении из Выборга и Петербурга. Главный итог реконструкции - увеличение числа полос движения с двух до шести и существенное повышение уровня безопасности дорожного движения за счет ликвидации левых поворотов, разделения встречных автомобильных потоков бетонным парапетным ограждением, а также установки освещения на всем протяжении участка.

Дорога А-181 «Скандинавия» связывает Санкт-Петербург с крупнейшими портами Приморск и Выборг, что обуславливает ее ключевое значение не только для экономики региона, но и для всего Северо-Западного федерального округа. По трассе можно добраться до многочисленных поселков и территорий коттеджной застройки, а также популярного у туристов города Выборг.


Обход Анапы

В Краснодарском крае в декабре торжественно открыли Северный обход Анапы, построенный в составе федеральной автодороги А-290 «Новороссийск - Керчь» на участке с 47-го по 52-й км. Объект построили в обход густонаселенных районов. На юге он стыкуется с продолжением трассы А-290 в сторону Новороссийска, на севере - со вторым и третьим участками реконструкции (с 52-го по 73-й км и с 73-го по 100-й км).

На обходе не только устроили четырехполосную проезжую часть, но и построили пять мостов и путепроводов, а также три транспортные развязки. Новая дорога позволит решить проблему с автомобильными заторами, что особенно актуально в курортный сезон.

Ввод объекта в эксплуатацию исключит движение транзитного транспорта по улично-дорожной сети города и прилегающих поселений, а также позволит сформировать единый скоростной транспортный маршрут, связывающий федеральную трассу М-4 «Дон» с мостовым переходом через Керченский пролив и полуостровом Крым. Кроме того, обход вошел в состав транспортного коридора «Север - Юг», обеспечивающего перевозки грузов, работу морских портов, транспортную доступность и связь муниципальных образований между собой, логистику всего побережья, включая Крым.

Новый участок трассы Р-255 «Сибирь» в Иркутской области

В Иркутской области в конце сентября открыли движение по новому 15-километровому участку федеральной трассы Р-255 «Сибирь», построенному в обход села Тулюшка и деревни Трактовая. В результате работ участок автодороги с 1524-го по 1538-й км перевели из третьей и четвертой технических категорий во вторую. На участке возвели мост через реку Или, кольцевую транспортную развязку, путепровод через Восточно-Сибирскую железную дорогу и выполнили полный комплекс работ по обеспечению безопасности дорожного движения (установили 7 км линий освещения, около 10 км барьерного ограждения и нанесли свыше 15 км разметки, обустроили площадку для стоянки машин и четыре автобусные остановки).

Благодаря обходу пропускная способность участка трассы увеличилась в два раза, ликвидирован одноуровневый ж/д переезд, выведен транзитный транспорт из населенных пунктов, а время в пути от Иркутска до Красноярска сократилось почти на час.


Архангельский мост в Череповце

В августе в Череповце (Вологодская область) торжественно открыли новый вантовый мост через реку Шексна в створе Архангельской улицы. Переправу строили тысячу дней с 2019 года и запустили в работу раньше запланированного срока. Протяженность сооружения составляет свыше 1,1 км, с подходами - более 8,8 км: в Вологодской области это самый длинный мостовой переход. Объект уникален и тем, что на нем Н-образные стальные тросы соединяют пилоны с дорожным полотном параллельно друг другу, напоминая конструкцию музыкальной арфы

Стоимость работ составила 19,5 млрд рублей. Объект завершил формирование транспортного кольца Череповца, обеспечил создание условий для кольцевого движения общественного транспорта и значительно упростил транспортную доступность работников к производственным площадкам ПАО «Северсталь» и АО «Апатит». Кроме того, Архангельский мост станет частью инфраструктурного каркаса Северо-Западного и Центрального федеральных округов и позволит расширить транспортно-логистический коридор в южном направлении, увеличить транзитные перевозки и укрепить связь области и Череповецкой городской агломерации с центральными регионами страны.


Обход Твери на трассе М-11 «Нева»

В июне в Тверской области началось строительство Северного обхода Твери, который станет фактическим завершением реализации проекта по строительству федеральной магистрали М-11 «Нева» и позволит напрямую соединить Москву и Санкт-Петербург скоростной дорогой. Объект возводят в рамках третьего этапа магистрали на участке с 149-го по 208-й км. Подрядчика для строительства обхода выбрали в конце весны, стоимость работ - 69,7 млрд рублей.  

Обход длиной 62,4 км будет иметь четыре полосы движения, развязки, сооружения, в том числе мост через Волгу длиной 738 метров и мост через Тверцу длиной 200 метров, площадки отдыха, пункты взимания платы.

Также предусмотрена установка шумозащитных экранов у населенных пунктов, вблизи которых будет проходить трасса. Запуск первого этапа запланирован на декабрь 2023 года, в октябре 2024 года намерены завершить второй этап строительства объекта.

С открытием участка время в пути между двумя мегаполисами по магистрали М-11 сократится до 5,5 часов. Кроме того, реализация проекта создаст дополнительные возможности для развития инфраструктурных проектов в Твери, агропромышленного комплекса и жилищного строительства на территориях Бежецкого, Калининского, Кимрского и Рамешковского районов. Новая дорога обеспечит устойчивое автомобильное сообщение через северо-восточные территории Тверской области до городов Вологда, Ярославль и Дубна.

Мост через Амур между Россией и Китаем

В уходящем году открыли мост через реку Амур между Благовещенском (Амурская область, Россия) и Хэйхэ (Китай). Строительство автодорожной международной переправы было завершено еще в 2019 году, однако все это время не удавалось открыть объект из-за ограничений, действующих в связи с пандемией коронавируса. В июне 2022 года по мосту запустили грузовое движение.

Мостовой переход построен по уникальной концессионной модели. В июне 2016 года был подписан договор, по которому объект строился за счет внебюджетных источников. Стороны создали совместную концессионную российско-китайскую компанию, концедентами которой выступили правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян. Стройка велась одновременно с двух сторон российскими и китайскими специалистами. Протяженность перехода составляет 1080 метров, с учетом подъездных путей суммарная длина дорожной части достигает 19,4 км.

Открытие моста сокращает затраты при транспортировке груза во внешней торговле и стало важным шагом в развитии российско-китайского экономического сотрудничества, а также в развитии приграничных территорий двух стран.

фото: dorinfo.ru