Как менялся спрос на импортные и внутренние перевозки в 2022 году.
За счет дружественных стран
Несмотря на все трудности, а отчасти и благодаря им, спрос на доставку автотранспортом в России по итогам 2022 года вырос, особенно в отношении импортных грузов. При этом практически весь рост обеспечила вторая половина года. Об этом свидетельствуют данные Международной «Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU». Прогресс по итогам года в импортных перевозках достигнут в основном, благодаря дружественным странам. Количество заявок в годовом выражении увеличилось на 41%. Основной рост принесла вторая половина года, когда рынок приспособился к новым обстоятельствам.
По количеству заявок на доставку грузов в Россию привычно лидируют Белоруссия и Казахстан, которые показали неплохой рост – на 34 и 109% соответственно.
Но еще более впечатляющий прогресс показали Азербайджан, Армения, Турция, и Иран – спрос на перевозки из этих стран увеличился более чем в три раза. Также заметно прибавили Узбекистан, Кыргызстан, Грузия и Китай.
Что касается Европы, то здесь, разумеется, наблюдается снижение на фоне санкций и запретов для российских компаний. Однако нельзя сказать, что на этих направлениях грузоперевозки катастрофически обвалились. На многих направлениях наблюдается лишь небольшое снижение, а где-то даже сохраняется рост. В частности, увеличился спрос на доставку грузов из Сербии, Эстонии и Испании. Небольшой минус показали Италия, Литва, Франция и Польша. Отметим снижение на 23% количества заявок на перевозки из Германии, а наибольший спад (59%) зафиксирован в доставках из Финляндии.
Европейский экспорт просел значительно более существенно. Почти в два раза снизилось количество заявок на перевозки в Германию, Италию, Финляндию, Латвию, Эстонию. На стабильном уровне удержались только Польша и Литва, а Чехия неожиданно показала неплохой рост (38%). Потерю европейского экспорта российский рынок компенсировал за счет дружественных стран. Не смогли вырасти только Белоруссия и Казахстан (-4 и -3% соответственно). При этом в четыре раза увеличилось количество заявок на перевозки в Иран, почти в три раза подросла Турция, в два раза Китай, Грузия и Армения. Неплохой прогресс показали Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.
Пессимисты и оптимисты
Что касается внутренних рейсов, то здесь наблюдается умеренный прогресс. По итогам года количество заявок на перевозки по стране увеличилось на 7% по сравнению с прошлым годом. Но это лишь «средняя температура по больнице» – на протяжении года рынок развивался неравномерно. В начале года спрос шел вверх, однако после начала специальной военной операции и введения масштабных санкций начался заметный спад, продолжавшийся примерно до середины лета. Но затем рынок приспособился к новым обстоятельствам, и с августа наметился новый рост, который заметно ускорился к концу года. В ноябре количество заявок увеличилось в годовом выражении на 28%, а в декабре рост составил 22%.
Вслед за спросом менялись и цены. Весной на фоне санкций и снижения количества грузов ставки на перевозки ползли вниз, что вынуждало многие компании работать на грани и даже за гранью рентабельности, а кого-то вынуждало уходить с рынка и менять маршруты. Однако во второй год цены пошли вверх и по итогам года даже наблюдается небольшой рост. В частности, индекс ATI.SU FTL РФ, отражающий динамику цен на перевозки по России, резко снизился к концу июня (с 1422 до 1111 пунктов), однако во втором полугодии пошел вверх (+29,7%, до 1475 пунктов), что позволило закончить год с небольшим плюсом (+3,9%), который, правда, оказался заметно ниже инфляции (+12% по итогам года).
Индекс ATI.SU FTL РФ, отражающий динамику цен на перевозки по России, резко снизился к концу июня, однако во втором полугодии пошел вверх и достиг 1475 пунктов.
Если анализировать перевозки из отдельных регионов, то наилучшую динамику показал Приморский край (+52% по количеству заявок и +57% по ставкам). Вероятно, основную роль здесь сыграл рост импорта из Китая. Также заметно подрос спрос на доставку из Тамбовской области (+50%) и Ставропольского края (+43%).
Динамика перевозок в отдельные регионы оказалась не столь выраженной. Наибольший прогресс здесь демонстрируют Ханты-Мансийский автономный округ (+35%), Красноярский край (+26%) и Ленинградская область (+23%).
При этом, несмотря на успешную вторую половину года, ситуацию на рынке трудно назвать благополучной. Небольшой рост цен не полностью компенсировал повышение себестоимости перевозок, вызванное удорожанием запчастей и другими расходами, а «подушку безопасности» многие компании «проели» во время весеннего спада.
В итоге, согласно декабрьскому опросу на портале ATI.SU, более половины перевозчиков (56%) отметили, что они все еще находятся на грани выживания, и лишь пятая часть (21%) считает, что положение дел исправилось во второй половине года. Впрочем, есть и оптимисты: 14% опрошенных стабильно работали весь год, а 7% и вовсе сумели извлечь для себя выгоды из кризиса, развив бизнес и увеличив доход.
«На данный момент ситуация в отрасли выглядит значительно более благоприятной, чем в середине года. Тогда, напомню, на фоне снижения спроса и роста себестоимости перевозок, многие участники рынка оказались на грани выживания. Но, к счастью, начиная с середины лета, мы видим восстановление спроса и ставок. К тому же некоторым грузоперевозчикам удалось приспособиться к ситуации, в том числе, благодаря переходу на новые, более перспективные направления», – комментирует Святослав Вильде, основатель и директор Международной «Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU».