← Автомобильные грузоперевозки

Страсти вокруг «Бобровников»: репортаж с белорусско-польской границы

фото: Инна Грищук / sputnik.by

Пункт пропуска «Бобровники» на белорусско-польской границе польская сторона закрыла с 12:00 10 февраля на неопределенное время.

Польские службы уже сегодня днем собираются на неопределенное время закрыть крупный пункт пропуска "Бобровники" на белорусско-польской границе. Если это случится, в польском направлении останется только один пункт пропуска для легковых и один – для грузовых машин, оба в Брестской области.

Накануне вечером на "Бобровниках-Берестовице" случился ажиотаж среди легковых машин, а десятки фур продолжали весь день и всю ночь прибывать в электронную очередь, хотя было понятно, что большинство из них не успеет проехать в Польшу. Журналистка Sputnik Инна Гришук побывала на границе в последний вечер работы популярного пункта пропуска и узнала, почему сюда продолжали съезжаться машины.

Почему закрывают "Бобровники"?

"Вы уверены, что пункт пропуска закрывают? Вы официальный документ видели? Или только говорите то, что прочитали где-то в интернете? Вот мы не видели официальных бумаг", – стали задавать вопросы водители-дальнобойщики, которых журналист встретила на стоянке перецепки-перегрузки перед пунктом пропуска "Берестовица".

Одновременно звучали сомнения, что решения о закрытии важного для обеих стран пункта пропуска принимается вот так – по щелчку пальца, а вернее, по решению одного человека – министра внутренних дел Польши Мариуша Каминьски. Вызывала подозрения и внезапность такого решения. Объявили об этом всего лишь за сутки. В итоге у польских и других европейских перевозчиков, чьи фуры пересекают границу, не оказалось времени, чтобы перестроить маршруты, пересмотреть графики доставки товаров через границу.

По информации, которую польское погранведомство направило в адрес пограничного комитета Беларуси, пункт пропуска "Бобровники" (с белоруской стороны – "Берестовица") официально приостанавливает оформление транспортных средств и лиц, следующих через государственную границу, на неопределенное время.

Водители фур, чьи польские работодатели получили официальное уведомление о приостановке работы пункта пропуска "Бобровники", уточнили, что речь идет о 12 часах дня по польскому времени, и о 14:00 по белорусскому.

"В Беларуси если бы такое решение принимали, то это бы решали на уровне Совета министров, учитывали мнение разных заинтересованных министерств. Помните, когда был введен проезд белорусских и российских машин по территории Европы, а европейских – по территории Беларуси? Перевозчикам дали время, почти месяц, чтобы вернуться, завершить рейсы. А тут бац – как ушат холодной воды на голову – завтра же никого через пункт пропуска не пропустим. Вот это называется свобода и демократия?", – высказался водитель легковушки, которая ждала выезда в Польшу.

Один из трех пунктов пропуска

Пункт пропуска "Бобровники-Берестовица" – один из востребованных на белорусско-польской границе. Здесь в Польшу выезжать могут и грузовые, и легковые авто.

После того, как в ноябре 2021 года польская сторона закрыла самый крупный пункт пропуска "Кузница-Брузги", именно сюда направились потоки грузового транспорта. Путь из Минска или Гродно в Белосток большинство путешественников стали прокладывать через "Бобровники".

Если польская сторона сдержит обещание местного министра МВД и закроет "Бобровники", в польском направлении будет работать только два пункта пропуска: "Тересполь-Брест" для легковых машин и "Кукурыки-Козловщина" для грузовых. Оба находятся в Брестской области. Водителям придется делать большой крюк, особенно если маршрут лежит с северной части Беларуси в северную или центральную часть Польши.

"Если "Бобровники" закроют, то в Польшу смогу попасть уже не скоро. Сегодня как узнала про закрытие, сорвалась, приехала из Гродно, решила на велосипеде быстро к родственникам съездить, нужно забрать личные вещи, которые у них оставила. Сегодня же обратно вернусь. Иначе я их совсем не заберу. Чтобы из Гродно попасть в деревню под Бобровниками, придется через Литву ехать или через Брест", – рассказала гродненка Мария, которая вечером четверга направлялась к границе на велосипеде.

Сюрприз для поляков тоже

Выяснилось, что решение о закрытии важного пункта пропуска на белорусско-польской границе стало сюрпризом не только для белорусов, но и для поляков. Больше всего встревожились польские транспортные компании, так как большая часть машин, которые ездят в последний год через границу, это перевозчики из Польши.

Напомним, что с весны прошлого года пересекать границу Беларуси с ЕС могут только европейские перевозчики. Европейские фуры могут приезжать только в места перецепки-перегрузки в белорусском приграничье, а доставленные ими товары вглубь страны или в Россию везут местные перевозчики.

"Коллеги по фирме пересекали границу днем в четверг. Мы тогда уже слышали, что "Бобровники" собираются закрыть, а у польской таможни еще не было такой информации. Говорили, что теперь они останутся без работы. Погранпереход в кузнице больше года не работает, часть работников оттуда перебросили сюда. А сейчас не знают, чем они будут заниматься", – рассказал водитель одной из фур Руслан.

Польская фирма, на которую он работает, в четверг получила официальную бумагу о закрытии перехода. Водителям, которые выполняли рейсы в Беларусь, руководство сказало максимально быстро пересечь границу.

Его коллега добавил, что владельцы польской фирмы тоже были удивлены неожиданному решению о закрытии. Теперь все гадают, что стало причиной.

"Все понимают, что это политическое решение, но оно не на пользу простым людям, бизнесу. Не только в Беларуси, в Польше особенно. Если станет на один пункт пропуска меньше, фуры поедут на Брест, на Литву, а там тоже таможня не очень быстро работает. Будут очереди, кто-то перестанет возить товары в Беларусь, кто-то поднимет цены на грузоперевозки", – поделился мнением дальнобойщик Сергей.

Фуры не уезжали, легковушки приезжали

Вечером накануне анонсированного Польшей закрытия пункта пропуска Бобровники на границе возник ажиотаж среди легковых машин. Авто было так много, что образовалась живая очередь на въезде в зону ожидания среди легковушек.

"Да, мы знали, что пункт пропуска собираются закрыть. Но мы успеем пересечь границу. У нас уже все оплачено", – говорили многие путешественники.

Кто-то ехал в запланированную поездку, а кто-то решил напоследок съездить по короткому маршруту в гости к родственникам или за покупками для личных целей. Многие успели – среднее время ожидания в электронной очереди для легковых машин было 4–5 часов. Легковушки активно ехали к пункту пропуска. Тот, кто встал в очередь в 16:00, после 20:00 уже отправлялись на границу.

Водители фур в этот вечер заняли выжидательную позицию. Грузовые машины на границу вызывали не очень активно. Для сравнения, за минувшие сутки через границу проехало более 400 легковых машин, это около 50 процентов от пропускной способности, а грузовиков – меньше сотни, то есть пятая часть от суточной нормы.

Но грузовые машины продолжали прибывать на стоянку зоны ожидания у границы и регистрироваться в электронной очереди.

"Я только что приехал на стоянку, заплатил за электронную очередь, дали талончик, я под номером 208, время ожидания – примерно 45 часов. Будем ждать", – рассказал дальнобойщик Владимир.

Фуры: мы привязаны к пункту пропуска

Интересуюсь водителей фур: почему они не уезжают в другие пункты пропуска, где они гарантировано пересекут границу. Ведь тот, кто только встал в очередь, точно не успеет до объявленного закрытия.

"Мы не можем отсюда уехать. Мы фактически привязаны к этому пункту пропуска. На машинах стоят трекеры, которые отслеживают маршрут передвижения. Если отъедем дальше соседней заправки, то фирма получит штраф. Эти правила действуют с весны прошлого года. В каком пункте пропуска въехал в Беларусь, в том же нужно и выезжать", – рассказал один из стоящих в очереди дальнобойщиков.

Другой водитель фуры добавил, что пока всем водителям сказали ждать информации на электронном табло в зоне ожидания.

"Если поступит команда всех пропустить в пункт пропуска, поедем туда, если Польша и правда закроет границу и перестанет всех пускать, тогда в Беларуси будут принимать какие-то решения. Например, чтобы перенаправить машины в другие пункты пропуска. Я сейчас не знаю, в какой пункт пропуска меня могут перенаправить. Сначала письменное указание от белорусской стороны придет на мою польскую фирму, а они уже мне будут давать команду. Надеюсь, что вопрос разрешится в положительную сторону. Лично мы, водители, ни на кого зла не держим. Просто ждем", – отметил водитель большегруза Николай.


Границу ждет транспортный коллапс?

Закрытие польской стороной пограничного пункта пропуска "Бобровники" на границе с Беларусью может вызвать настоящий транспортный коллапс на других ПП.

Как сообщили в погранкомитете Беларуси 9 февраля, если пункт пропуска "Бобровники" закроется, на польском направлении останется только два пункта пропуска. В связи с этим нагрузка на оставшиеся маршруты может существенно увеличиться, а это негативно скажется на обстановке в приграничной зоне и может даже привести к коллапсу в пунктах пропуска. Кроме того, пострадают интересы жителей приграничья, рядовых граждан и грузоперевозчиков из обеих стран.