Госдума приняла закон о пересечении границы на автомобиле по электронным талонам, объясняя это заботой о водителях. По мнению депутатов данное новшество позволит ликвидировать очереди около международных пунктов пропуска.
Закон еще до рассмотрения депутатами вызвал резонанс: в думскую базу были выложены поправки о том, что всем автомобилистам придется резервировать время пропуска за рубеж. Однако потом поправки из базы убрали, и в новом варианте речь шла только о грузовом транспорте, используемом для международных перевозок. В таком виде правительственный закон с поправками от профильных депутатов был принят 9 февраля.
Основные положения документа вступят в силу 1 сентября нынешнего года. К этому сроку правительство РФ должно составить список автомобильных дорог и пропускных пунктов, где грузовые машины не смогут проехать без регистрации. Время и дату пересечения границы нужно будет бронировать заранее. А при непредоставлении всех необходимых документов и сведений госслужбы смогут отказать в проезде. Уточняется, что меры затронут как российских, так и иностранных перевозчиков и владельцев грузового автотранспорта.
Законопроект также устанавливает требования к обустройству участков дорог возле пунктов пропуска, в том числе к площадкам для стоянки, освещению, урнам и бесплатным туалетам.
НЕХОРОШО СТОИМ
Насколько актуальна борьба с пробками на границе, депутатам объяснил замглавы Минтранса Дмитрий Зверев. Сейчас машины проходят пункты пропуска в порядке живой очереди (кроме рефрижераторов и некоторых других исключений). И перестройка логистических маршрутов в связи с санкциями привела к серьезным простоям, признал чиновник. Он привел в пример контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» (граница с Грузией), где утром 7 февраля образовалась очередь из 1098 машин. Увеличить пропускную способность, продолжил он, может не только ремонт и обновление инфраструктуры, но и более активное использование цифровых технологий. «Электронная очередь обеспечит российским и зарубежным автомобильным перевозчикам достойный сервис, позволяющий не стоять в очередях и вовремя доставлять товары получателям», — резюмировал Зверев.
Глава профильного думского комитета по транспорту Евгений Москвичев (автор поправок) отнес к числу самых загруженных МАПП наряду с «Верхним Ларсом» еще «Соловьевск» между Россией и Монголией. В списке наиболее «популярных» погранпереходов также называют «Забайкальск» (граница с Китаем) и «Яраг-Казмаляр» (с Азербайджаном).
Логично, что система электронной очереди коснется не всех пунктов пропуска, а только загруженных, заявил Москвичев. Цель, по его словам, — ликвидировать очереди на тех пунктах, где простой составляет сегодня 10–15 дней. Конкретный список КПП определит кабмин.
«Водители там стоят — ни еды нет, ни туалета, живая очередь, режим труда и отдыха не соблюдается. Надо решить эту проблему», — сказал глава комитета.
По словам депутата, принятие таких мер необходимо, среди прочего, для оперативного пропуска фур с продуктами и товарами первой необходимости. Такие машины (например, перевозящие медикаменты) разрешат пропускать без очереди по «зеленому коридору», пояснил Москвичев.
«Благодаря системе повысится прогнозируемость сроков прибытия грузов и снизятся расходы транспортных компаний, связанные с потерей времени в очередях», — говорится в пресс-релизе концерна «Телематика», где разработали цифровое решение для системы пропуска транспорта. Разработчики считают, что километровые очереди исчезнут, а заблаговременная регистрация не только повысит комфорт прохождения границы, но и сократит время ожидания на КПП минимум на 25 %. Ведь все, как ожидается, будут приезжать к назначенному часу.
Кстати, первый электронный пункт уже начал работу на российско-литовской границе, на МАПП «Чернышевское», заявили в «Телематике». А в перспективе планируется масштабировать технологическое решение на остальные международные пункты пропуска на территории России, рассказал Дмитрий Казаринов, генеральный директор компании «Софт Телематика» (входит в концерн).
ПРОЕХАТЬ ЗА 20 МИНУТ
Между тем в профильном транспортном комитете ГД заявили, что прохождение границы в местах, где будет задействована электронная очередь, займет около 20 минут. Реалистичный ли это срок? Большая часть опрошенных нами экспертов считают, что при выполнении ряда условий очереди действительно можно если не ликвидировать, то значительно сократить.
«Срок оформления может составить 20 минут, но сколько времени займет ожидание "окна" — вопрос открытый, — отметил руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов. — Поправки нацелены на выделение электронных "окон" за заезд в зону ожидания — накопитель».
Он привел в пример практику соседней республики Беларусь, «где такая система работала, и все равно там были очереди на заезд в накопитель». А в нем время уходило еще и на ожидание оформления. «Получается, что введение "оконной" системы и зон ожидания вопрос с очередями никак не решило», — отметил эксперт.
Директор ПЭК: GLOBAL Оксана Феоктистова все же считает, что опыт Беларуси полезен — результатов там добились. Эксперт напомнила, что онлайн-бронирование при перевозке грузов из стран ЕС по модели перецепки белорусы запустили в мае, и срок пересечения границы в этом месяце сократился на 30 % по сравнению с апрелем. «А по состоянию на февраль грузовики проходят погранпереходы между Россией и Беларусью за три-четыре дня (с учетом перецепки на СВХ), в апреле это занимало до восьми дней», — добавила Феоктистова. В целом же, по оценке эксперта, срок пересечения границы можно значительно сократить, если бронирование будет синхронизировано с подачей электронной таможенной декларации.
Заместитель генерального директора по транспорту международной транспортно-логистической компании ТРАСКО Михаил Пальков отметил, что процедура непосредственного оформления на границе сейчас занимает примерно такое же время — в районе 20 мин.
«Электронное бронирование, в свою очередь, поможет оптимизировать доступ грузовых транспортных средств к этой процедуре, — отметил он. — Общее же время для прохождения границы с учетом ожидания в электронной очереди точно будет больше 20 минут, и в главных ролях здесь будут не только новая система, но и инфраструктурный потенциал погранперехода, его пропускная способность и режим работы».
Коммерческий директор SOTALogistic Кирилл Латинский тоже отметил, что в итоге все будет зависеть от пунктов пропуска, в отношении которых запустят систему.
Специалист по операционной работе Novelco Сергей Трукшин — среди тех, кто скептически отнесся к сроку от депутатов. «Сейчас минимальное время прохождения пограничных и таможенных процедур для грузовых транспортных средств с товаром составляет 45–60 минут при самых благоприятных условиях, — заметил эксперт. — Вероятно, авторы проекта отводят эти 20 минут на физическое пересечение границы без учета необходимого времени на оформление документов».
В пресс-службе транспортной компании Delko также считают реалистичным, что именно само оформление и будет занимать указанный срок. «Однако в данном случае есть множество нюансов, способных увеличить это время, — отметили в Delko. — Следует точно рассчитать дату и время прибытия транспортного средства, понять, за какой срок необходимо осуществить бронирование; неизвестно, сколько времени займет ожидание даты оформления; где транспортные средства будут ожидать своей очереди; как быть, если транспортное средство опоздало, что тогда случится с его очередью».
В ГК «Деловые Линии» констатировали, что время прохождения границы напрямую зависит от качества организации процесса. В компании назвали следующие составляющие успеха: перехватывающие парковки, организация проезда строго согласно очереди, исключение массового скопления большегрузов вдоль дорог.
СОКРАТИТЬ ИЗДЕРЖКИ
Как бы то ни было, эксперты положительно отнеслись к планам ввести электронное бронирование. Любые шаги в этом направлении способствуют оптимизации процесса, отметил, в частности, руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Евгений Уткин. Он назвал важным, что электронная очередь поможет равномерно распределить потоки автотранспорта по временным слотам и гарантировать получение услуги в указанный срок.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов рассчитывает, что бронь даты заграничных грузовых перевозок упростит процесс транспортировки грузов, сократит издержки логистических компаний, которые оплачивают простой водителей на пограничных пунктах.
Евгений Дятлов (FM Logistic), комментируя актуальность точечных мер, рассказал об очередях на прохождение границы Латвия/РФ: даже с учетом низкого сезона стоять приходится порядка 2–4 дней. Задержки в оформлении наблюдаются с обеих сторон.
Оксана Феоктистова, директор ПЭК: GLOBAL, подробно описала проблемы на границе России и Китая, которые сохраняются третий год. На фоне роста товарооборота погранпереходы не справляются. Всего их девять — с общей пропускной способностью до 600 ТС. По состоянию на 7 февраля, самая напряженная ситуация возникла на МАПП «Забайкальск — Маньчжурия», где перевозчики простаивают в очереди 7–10 дней. Простой автомобиля обходится в 5–7 тыс. рублей в сутки, отметила эксперт. А между тем до начала пандемии фуры простаивали на погранпереходах 1–2 суток.
Говоря об актуальности борьбы с очередями, Феоктистова также отметила, что непростая ситуация сложилась на погранпереходах между Россией, Грузией и Азербайджаном. Так, из-за перегруженности «Верхнего Ларса» компании вынуждены перенаправлять часть товаропотоков на пункты пропуска между Азербайджаном и Дагестаном. «Это увеличивает логистическое плечо в среднем на 1000 км, срок автодоставки из Турции — на 1–2 суток», — пояснила эксперт.
Представитель ПЭК согласна, что возможность зарезервировать дату и время пересечения границы поможет уменьшить простои ТС. «Но это лишь одна из мер, главное — ускорить реконструкцию погранпереходов», — заметила она, добавив, что такие планы у Минтранса есть, но рынок ждет более оперативной их реализации.
Кроме сокращения срока реконструкции на 1–2 года, надо также модернизировать подъездные трассы, расширив число полос. Важно увеличить число досмотровых площадок и стоянок для транспорта на МАПП, оснастить цифровым оборудованием погранпереходы, создать дополнительные складские помещения и реконструировать существующие, добавила Феоктистова.
КАК ЗАПИСАТЬСЯ
В общем, электронная очередь на загруженных участках действительно нужна, но как это будет реализовано? Согласно принятому закону и пояснениям к нему правительства и депутатов, владельцы автомобилей смогут резервировать время и дату через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Уточняется, что резервирование даты и времени будет проходить на безвозмездной основе.
Систему электронной очереди планируют ввести в действие на постоянной основе с 1 марта 2024 года, сообщил замглавы Минтранса Дмитрий Зверев. А с 1 сентября 2023 года по март 2024 года будет действовать временное регулирование проезда грузовиков через госграницу через федеральное казенное учреждение «Росгранстрой».
При этом количество мест в день, которое можно будет зарезервировать на конкретном пункте, может различаться, уточнил депутат Евгений Москвичев. При организации электронной очереди будут исходить из паспорта каждого пункта пропуска, где указано, сколько грузовиков можно пускать по нормативу.
Как уточнили в концерне «Телематика», после прохождения регистрации на портале системы бронирования очереди водителю нужно будет лишь выбрать свободную дату и время для проезда, подтверждение будет направлено на электронную почту и через СМС. Также воспользоваться сервисом будет возможно через сайт Госуслуги или по прибытии в МАПП, взяв талон с QR-кодом у оператора, говорится в сообщении концерна.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов отметил, что грузовому транспорту, перевозящему скоропортящиеся товары, по всей видимости, также придется регистрироваться в электронной очереди, чтобы к прибытию на таможенный пункт у пограничника уже были подготовлены документы на прохождение границы. Это должно существенно ускорить процесс пересечения пограничных пунктов.
Евгений Дятлов (FM Logistic) не сомневается, что для скоропортящихся товаров будет приоритетный порядок. «Остальные грузы, в том числе и "температурные",– по общей очереди», — считает он.
Коммерческий директор SOTALogistic Кирилл Латинский все же заметил, что в обсуждаемом законе отсутствует подобное деление. «Вероятно, пропуск рефрижераторов с включенным оборудованием будет осуществляться в соответствии с заблаговременно зарезервированными датой и временем», — предположил он.
ОПАСНОСТИ ОЧЕРЕДИ
Говоря о рисках, ряд экспертов не исключают возможность утечки данных. В частности, об этом заявил Кирилл Латинский. Сергей Трукшин (Novelco) тоже видит такую опасность: он напомнил, что в последнее время периодически происходят утечки персональных данных из различных баз — от торговых сетей и мобильных операторов до сайтов и баз госструктур.
Михаил Пальков (ТРАСКО) отметил, что определенный риск утечки данных существует, но он такой же, как и при любых других процедурах, предполагающих электронную передачу информации. В любом случае, за обеспечение требуемого уровня безопасности данных должен отвечать оператор системы.
В компании Delko не ожидают утечек, но выделяют другой риск: «По опыту знаем, что бывают такие ситуации, когда места в очереди выкупаются с целью их дальнейшей перепродажи на границе. Их стоимость сильно возрастает».
В «Телематике» спешат развеять опасения участников рынка. «Система электронного бронирования включает информационный контур безопасности и строгий порядок формирования индивидуальных временных слотов», — заявили в концерне. Это, согласно сообщению, обеспечит высокий уровень защиты от DDoS-атак, а также махинаций с покупкой мест в очереди.
Как пояснил эксперт Алексей Тузов, при бронировании предполагается предоставлять временной слот, защищенный от атак и прочей активности хакеров. Будет защита и от подделки места в очереди, уверен он.