← Автомобильные грузоперевозки

«Ситуация настолько необычна, что предыдущего опыта не хватает»

фото здесь и далее: саап.рф

3 марта в Новосибирске прошла конференция «Состояние рынка автомобильных перевозок Сибири». Мероприятие было организовано Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков. Участники встречи подвели итоги 2022 года и обсудили планы на будущее.

«Уходящий 2022 год внес серьезные коррективы в нашу жизнь и стал поистине испытанием для всей страны. Не стала исключением и отрасль автомобильных грузоперевозок. Мы живем и работаем в совершенно другом мире: началась специальная военная операция, на нашу страну обрушились санкции. Из-за резкого сокращения потоков импорта и многократного усложнения логистики условия для бизнеса в сфере автомобильных грузоперевозок кардинально изменились», — сказал, открывая конференцию, президент СААП Вячеслав Трунаев.

В своем докладе он напомнил об основных проблемах, с которыми столкнулись перевозчики в 2022 году: резкое подорожание дизельного топлива, запчастей и расходных материалов, уменьшение тарифов, а в результате, сокращение рентабельности перевозок. Затронул и тему обновления автопарка. Президент СААП привел данные опроса членов ассоциации о том, как они обновляют свой автопарк. Выяснилось, что 27% опрошенных компаний в 2022 году приобрели 21 новый тягач. Для сравнения: за 2021 год — 40. Новых полуприцепов в 2022 году купили 34 штуки, в 2021 году – 24, подержанных полуприцепов в 2022 году — 12, в 2021 году – 9.


Для решения проблемы дефицита грузовых транспортных средств и запчастей к ним СААП в апреле 2022 года предлагала Правительству России в качестве временной меры создать условия для льготного ввоза на территорию РФ подержанных (не старше 3-5 лет) магистральных тягачей производства европейских автозаводов. Ввоз такой техники необходимо на время полностью освободить от уплаты таможенных пошлин и утилизационного сбора. К сожалению, правительство не пошло навстречу перевозчикам в этом вопросе.

Президент СААП также напомнил о предложениях, которые год назад ассоциация направила в Правительство РФ для стабилизации ситуации в транспортной отрасли. Среди них, в частности, снижение розничных цен на ГСМ до 30-35 рублей за литр за счет уменьшения акцизов, отсрочка на год по налогам и сборам, а также по выплате кредитов, отсрочка по уплате лизинговых платежей, минимальные процентные ставки по договорам лизинга, временная отмена транспортного налога.

Реализация этих мер позволила бы снизить себестоимость перевозок, сохранить рабочие места и автопарк, в целом поддержать бизнес транспортных компаний. К сожалению, предложения не были поддержаны.

Тем не менее, по ряду вопросов ассоциации удалось добиться реальных уступок от властей. Например, СААП давно призывала отменить взимание штрафов за незначительное превышение осевой нагрузки транспортного средства. В прошлом году федеральные власти наконец-то услышали перевозчиков и внесли изменения в КоАП в статью 12.21.1 — о невзимании штрафов за превышение осевой нагрузки транспортного средства не более 10%.

На региональном уровне удалось решить проблему, которая затрудняла работу перевозчиков опасных грузов. Они обязаны раз в полгода продлять действие свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Продлением ДОПОГ в Новосибирске занимается только одно МРЭО №1 УГИБДД на улице Бородина. До мая 2022 года у него был крайне неудобный для перевозчиков режим работы. Проверки по ДОПОГ проводились всего два раза в неделю. СААП обратились за помощью к депутату Законодательного собрания Новосибирской области Валерию Ильенко, и благодаря его вмешательству вопрос удалось решить. Теперь услуга продления ДОПОГ оказывается четыре раза в неделю.

В прошедшем году внимание перевозчиков вновь привлекала к себе тема автоматического весогабаритного контроля. С помощью бизнес-омбудсменов Новосибирской и Кемеровской областей СААП добилась приостановки работы АПВГК вблизи села Журавлево в Кемеровской области на трассе «Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий – Кемерово – Юрга». «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в короткие сроки устранила некорректность в работе оборудования данного АПВГК.

Одной из важных тенденций минувшего года стало изменение логистики. Хочу отметить, что этот процесс только начинается. Транспортные компании в России переориентируются на перевозки грузов в Турцию, Иран, Азербайджан, Китай, Монголию, страны Средней Азии. Скоро заработает новый транспортный коридор из России в Китай — через западную часть Монголии. В результате, автомобильный путь из Новосибирска в Урумчи сократится на полторы тысячи километров. Новый маршрут в Китай даст толчок развитию международных перевозок в Сибири.

Чем интенсивнее движение по федеральным дорогам, тем  острее становится необходимость их расширения с двух до четырех полос. Президент СААП Вячеслав Трунаев напомнил, что СААП давно говорит о том, что федеральной должна быть трасса с разделительной полосой и, как минимум, двумя полосами для движения в каждую сторону: «Я благодарен губернатору Андрею Травникову за то, что он поддерживает это наше предложение. Запланировано расширение до четырех полос Чуйского тракта на территории Новосибирской области. Правда, с учетом того какими темпами сейчас увеличивается грузооборот с Китаем, с учетом того, что строится автодорога Новосибирск – Урумчи, наверное, нам надо всем вместе доказывать федеральным властям как важно ускорить и расширение тракта, и строительство Восточного обхода Новосибирска. Иначе уже в ближайшие годы южный въезд в Новосибирск будет одной большой пробкой».

В своем докладе президент СААП рассказал также о том, какую помощь члены ассоциации оказывают российской армии: перевозят грузы для мобилизованных, приобрели и передали в войска современные квадрокоптеры и несколько десятков комплектов тактического обмундирования.

Завершая выступление, он выразил надежду на то, что удастся продолжить конструктивное взаимодействие с властями в решении проблем транспортной отрасли.

Трассы будут расширять

Региональные власти всегда прислушиваются к мнению перевозчиков, отметил в своем выступлении министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. По его словам, до конца 2024 года предстоит привести в порядок 50% региональной сети автодорог, 85% дорог агломерации и 85% опорной сети автодорог региона (в опорную сеть входят федеральные трассы и ряд региональных дорог, такие как, например, «Новосибирск — Кочки —  Павлодар»).

Министр подробно рассказал о планах расширения федеральных и региональных трасс в Новосибирской области до четырех полос.  Заказана проектно-сметная документация на расширение до четырех полос участка Чуйского тракта с 50  км по 102 км, вторым этапом будет расширение участка со 102 км по 135 км (до границы с Алтайским краем). В планах расширение до четырех полос трассы в сторону Кемерова от места, где заканчивается Северный обход по 60 км. Четырехполосным хотят сделать и участок Северного обхода  с 0 км по 18 км. Подготовлен и прошел экспертизу проект расширения до 4-6 полос участка трассы «Иртыш» от Северного обхода до аэропорта «Толмачево».

По словам Анатолия Костылевского, увеличить количество полос требуют нормативы. Если интенсивность движения больше 6000 автомобилей в сутки, то дорога должна быть четырехполосной. Для примера: на Северном обходе интенсивность движения — 18 тысяч автомобилей в сутки, а на Чуйском тракте (на участке между Бердском и Искитимом) пиковая нагрузка достигает 64 тысяч автомобилей в сутки.

Министр также проинформировал перевозчиков о том, что в этом году весенние ограничения на региональных и межмуниципальных дорогах Новосибирской области будут введены с 10 апреля по 21 мая. Как и в прошлые годы для транзитных грузовиков будет действовать организованный по инициативе СААП транспортный коридор через Новосибирск.

«Информация ГИБДД очень тревожная»

О дорожно-транспортных происшествием с участием грузовиков рассказал в своем выступлении заместитель начальника отдела технического надзора Управления ГИБДД ГУ МВД РФ по Новосибирской области Александр Ермолович.


По оперативным данным в 2022 году на территории Новосибирской области зарегистрировано 297 ДТП с участием водителей грузового транспорта. В этих ДТП погибли 78 и ранены 379 человек.  По сравнению с 2021 годом число погибших снизилось на 37%, однако количество ДТП возросло на 3,8%, а число раненых на 14,2%. Из 279 ДТП почти половина (132) — по вине водителей грузового транспорта. В этих ДТП 21 человек погиб и 178 получили ранения.

В январе — феврале 2023 года зарегистрировано 24 ДТП по вине водителей грузового транспорта. В них 4 человека погибли и 32 получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 60%, число погибших – на 100%, раненых – на 77,8%.

Основные причины ДТП — это несоответствие скорости конкретным условиям движения, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части.

В каждом втором ДТП сотрудниками технического надзора выявлена техническая неисправность транспортного средства, в каждом третьем — нарушение тахографического контроля.

«Информация ГИБДД очень тревожная. Гибнут на дороге люди. Мирные люди, которые не должны гибнуть. Нам на это нужно обратить внимание. Необходимо проводить больше мероприятий, связанных с пропагандой безопасности дорожного движения», — высказал свое мнение председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного Собрания Новосибирской области Валерий Ильенко. — «Сегодня экономика России выдержала удар санкций. Скажу без преувеличения — этот удар взяли на себя перевозчики. Если по федеральным, региональным трассам движутся грузовики  —  значит, экономика работает!».

Новый этап в истории российских перевозок

Председатель Правления СААП Алексей Лядусов рассказал собравшимся, что перед тем как пригласить их на эту конференцию на заседании Правления ассоциации шел горячий спор, а надо ли вообще собираться? Все-таки за время пандемии уже привыкли общаться с помощью видеосвязи. В итоге все же решили в очном режиме пообщаться, провести конференцию, чтобы обменяться мнениями, поделиться опытом.


По его словам, на фоне специальной военной операции все прошлые проблемы померкли.

Перевозчики уже привыкли работать с системой «Платон», с автоматическими пунктами весогабаритного контроля. Если и возникают какие-то вопросы, то они оперативно решаются в рабочем порядке. А сегодняшняя ситуация настолько необычна, что всего прошлого опыта не хватает, чтобы оперативно принимать верные решения.

Если посмотреть в историю, то можно увидеть три периода формирования рынка грузоперевозок. Первый – становление. По наитию покупали технику, по наитию выставляли цены. Второй этап – уже более зрелый, когда экономика предприятия выстраивались с использованием математических моделей. Было понятно, за сколько можно купить технику, за сколько ее можно продать через пять-семь лет.

«Сейчас начался новый, третий этап. Он для нас совершенно непонятен. В рамках конференции как раз и хотелось бы пообсуждать накопившиеся вопросы. Потому что от принятия сегодня решений по обновлению парка, по выбору партнеров, у которых будет приобретаться техника, зависит сможет ли предприятие в дальнейшем выйти в лидеры или на нем можно будет поставить крест», — сказал Алексей Лядусов.

Новую европейскую технику сегодня купить невозможно. Покупка подержанной европейской техники сопряжена с массой проблем. Напрямую платежи в Европу производить нельзя. Только с участием каких-то фирм — посредников из Киргизии, Казахстана. А это чревато перспективой просто потерять деньги. И самое главное, в том объеме, в котором предприятия покупали технику в нормальное спокойное время —  типовую, однородную технику – ее приобрести сейчас просто невозможно. На фоне этого по понятным причинам перевозчики начинаем смотреть в сторону китайских производителей.

Но вопросов по поводу этой техники пока больше, чем ответов. Сегодня никто не может сказать какой будет эксплуатация этих транспортных средств. Какой будет их остаточная стоимость и будет ли она вообще? Технику от какого автопроизводителя выбрать, чтобы не переплатить, но при этом хорошо ее эксплуатировать? Эти основные моменты выбора сегодня повлияют ключевым образом на завтрашний день предприятий.

«В завершение хочу сказать, что, несмотря на тяжелейшие кризисы последних лет, связанные с пандемией, а теперь санкциями, наши с вами предприятия выстояли. Ассоциация жива! И это вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне!», — обратился к коллегам председатель Правления СААП Алексей Лядусов.

Слово перевозчикам

О том, как транспортная компания выживала в прошлом году, рассказал на примере своего предприятия учредитель ООО «Люгрос» Андрей Атланов. По его словам, после 24 февраля 2022 года «начался Армагеддон»: банки в одностороннем порядке взвинчивали ставки, также в одностороннем порядке закрывали овердрафты, началась неразбериха с запчастями. Завод по производству тягачей Mercedes отказался выдать уже оплаченные машины и не хотел возвращать деньги. Лишь к маю правдами и неправдами удалось все-таки забрать автомобили.

С другой стороны, кризис — это, как известно, время возможностей. Как рассказывает Андрей Атланов, компания стала перестраивать логистику:  «Я родился вырос в Узбекистане.  Поднял все свои связи там и в других странах. Чтобы отремонтировать машину, соединяли сервис, например, в Чите  с сервисом в Алма-Ате, а то и в Германии. Как доставляли запчасти — это отдельная история. Европейцы продолжают придумывать все новые пакеты санкций, но мы уже адаптировались к меняющимся условиям. Сейчас транспортная отрасль уже более-менее понимает как работать».

Андрей Атланов тоже не обошел стороной вопрос о приобретении китайских грузовиков. По его словам, эти машины пока «кот в мешке». Сколько людей, столько и мнений о них. В самом Китае, судя по отзывам знакомых ему китайцев, совсем другой подход к эксплуатации техники. Там не рассчитывают перепродать машину на вторичном рынке. Выжимают из нее все соки и отправляют на свалку.

Об острой проблеме, с которой столкнулась его компания, рассказал коллегам учредитель ООО ТК «Логист Транс Сервис» Михаил Пошвенчук. Больше года назад грузовик компании стал виновником ДТП. Пострадавший получил по ОСАГО 80 тысяч рублей, подписал страховой компании документы о том, что претензий не имеет. Но через какое-то время подал исковое заявление и потребовал еще 150 тысяч рублей. Причем, не со страховой компании, а с перевозчика. Кировский районный суд Новосибирска принял заявление. Год длилось судебное разбирательство. Суд истцу отказал. Но недавно апелляционная инстанция вынесла решение в пользу истца. «Ждем мотивировочную часть решения суда. Это прецедент. Как можно принимать иск не к страховой компании, а к виновнику ДТП? Зачем тогда ОСАГО? Получается, новосибирский суд отменил ОСАГО?», — возмущен Михаил Пошвенчук.

Китайскую тему продолжил ведущий менеджер отдела продаж ГК «СибТракСкан» (официальный дистрибьютор Dongfeng в России) Станислав Безгодов. Он представил перевозчикам новую марку китайских тягачей Dongfeng. Оказалось, что бренд создан в 1969 году. Это государственный завод, который покрывает львиную долю потребностей на китайском рынке. Ежегодно корпорация выпускает 3,5 млн автомобилей. ГК «СибТракСкан» уже открыла в России 69 дилерских станций с полным спектром обслуживания и диагностирования техники.

Большим количеством интересной информации поделился с перевозчиками в своем докладе руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Денис Крылов. Он рассказал, например, об «индексе «Платона» (отношение общего пробега грузовиков по федеральным трассам за определенный срок к аналогичному периоду прошлого года). Это своеобразная оценка экономической активности грузоперевозчиков. Так вот, судя по «индексу «Платона», в 2022 году по настоящему провальным для перевозок был единственный месяц — март. В этот период «индекс «Платона» снизился на 18,3%. В апреле падение было всего 0,8%. А с мая начался рост. В мае он достиг максимальной величины — 9,4%, а в целом по году составил 5,4%.

Система «Платон» обладает огромным объемом информации о перевозках. Денис Крылов привел примеры: насколько загружены транспортом те или иные федеральные трассы, какова интенсивность пробега в зависимости от дня недели, структура пользователей автодорог по маркам зарегистрированных грузовиков, топ регионов по количеству зарегистрированных транспортных средств. По его словам, силовые структуры активно используют возможности «Системы «Платон». Возможно, скоро этот источник информации по достоинству оценят и те, кто занимаются транспортной отраслью и развитием дорожной инфраструктуры.

С интересным докладом о развитии международных перевозок, в том числе о ситуации с пропуском автомобилей на границе, и о перспективах перевозок на китайском направлении выступил руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в СФО Анатолий Антонов.

По предварительным данным объем перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и иностранными государствами в 2022 году составил $22,5 млрд. По сравнению с предыдущим годом он снизился на 35%. По данным Евростата, автоперевозки с Евросоюзом сократились больше, чем на 50%. Российские перевозчики начали осваивать альтернативные маршруты в южном направлении: в Турцию, Иран, Азербайджан, Армению, Грузию.

Для сибирских перевозчиков основными направлениями международных перевозок традиционно были Китай и Монголия. В январе 2023 года КНР сняла последние ограничения на перевозки, объемы перевозок растут. С апреля 2024 года в России планируется введение электронной очереди при пересечении границы транспортом, что должно упростить работу перевозчиков.

Как рассказал Анатолий Антонов, грузовладельцы и перевозчики проявляют большой интерес к перевозкам по новому маршруту в Китай, который соединит Новосибирск и Урумчи.

Уже построена современная автодорога через Монголию. Маршрут «Урумчи – Ташанта – Новосибирск, видимо, станет массовым поставки грузов, так как его протяженность намного меньше, чем по другим маршрутам.

В ходе конференции перед перевозчиками выступил исполнительный директор Фонда микрофинансирования Новосибирской области Николай Симонов. Он рассказал им об условиях получения льготных займов, напомнил о том, что фонд и ассоциация давно и плодотворно сотрудничают (многие члены ассоциации уже получали льготные займы) и выразил надежду на продолжение сотрудничества.

Приятным моментом конференции стало торжественное вручение министром транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолием Костылевским руководителям транспортных компаний Благодарностей министерства за активную работу и многолетний добросовестный труд. Благодарности министерства удостоены  коммерческий директор ООО «СибКомплектСервис» Дмитрий Бочков, директор ООО «Сиб-Трак» Юрий Брусенко, директор ООО «Компания транспортных технологий» Константин Дейс, индивидуальный предприниматель Алексей Лядусов, коммерческий директор ООО «Сибирский Экспедитор» Дмитрий Минор, директор ООО «Автокомпас» Николай Пенягин, директор ООО ТК «Сибирский Экспресс» Николай Передерин, директор ООО «СД-Транс» Сергей Пронюшкин.

саап.рф