← Автомобильные грузоперевозки

Карьера прекрасной женщины: от троллейбуса до фуры

Алла Георгиевна Преображенская — многодетная мама, обладательница Почетного знака «Материнская Слава», но дома бывает не часто — она водитель с 37-летним стажем, шесть лет из которых работает на магистральных фурах. Причем в составе семейного экипажа — с мужем и старшей дочерью.

Двухосный тягач MAN, белый и чистенький, солидно вырулил с планового техобслуживания. «Вот наш кормилец», — Алла уважительно кивает на машину, тарахтящую своей 440-сильной дизельной «шестеркой», в которой только что заменили масло. «Прошел уже миллион сто тысяч километров, старенький, но, дай бог, и дальше не подведет». Топливный бак на 900 литров заправлен, сзади полуприцеп-рефрижератор, в котором на этот раз 16 тонн груза, через час им отправляться в очередной рейс, до Хабаровска. В какой уже по счету, никто не скажет, важно, что маршрут в несколько тысяч километров предстоит хоть и очень знакомый, выученный наизусть, но с изрядной долей непредсказуемости.


Сейчас дальнобойщиков в стране — целая армия, уже немало среди них и женщин, у всех свои дороги в эту профессию, но так случилось, что познакомиться довелось с хозяйкой дорог, за плечами которой уж точно не самая типичная история. На магистральных тягачах Алла работает сравнительно недавно — с 2017 года, но и до этого опыт крутить «баранку» набирался отнюдь не на легком коммерческом транспорте. Многолетнюю школу водительского мастерства довелось проходить на городских автобусах и троллейбусах. Работать пришлось в разные периоды ушедшей эпохи и в разных городах, в том числе в Красноярске, когда в минус 43 приходилось «запихивать» в салон всех пассажиров до последнего, чтобы не мерзли на остановке, а потом «согревать» добрыми словами.

Еще в детстве Алла грезила авиацией, хотела стать летчиком, но не сложилось, однако и за рулем троллейбуса в микрофон разговаривала с пассажирами в шутливой форме в духе командира воздушного лайнера: «Уважаемые пассажиры, борт номер двадцать-двадцать, за штурвалом водитель такого-то класса, температура за бортом такая-то, двигаемся по курсу Студгородок — ЖД вокзал, осторожно, двери закрываются». И благодарственное письмо в управление от пассажиров не заставило себя ждать, за что даже выписывали премии. Но выдержка в такой работе должна быть колоссальная, ведь и пассажиры попадаются неадекватные, и по 16 часов смены приходилось выстаивать. А еще нужна находчивость: были случаи, просила пассажиров «подтолкнуть» троллейбус с упавшими штангами (в народе называемыми «рогами»), чтобы дотянуть до контактных проводов. И пассажиры из числа мужчин выходили толпой, с шутками подталкивали: «Ну, красавица, теперь месяц бесплатно возить будешь».

Когда жили в Киргизии, приходилось работать на грузовике, перевозить лошадей, коров, а в 2005 году из-за погромов вынуждены были оттуда уехать, с детьми-школьниками и студентами. Были и шесть лет в такси, когда другой работы не подворачивалось. Ну а потом появилась возможность устроиться на серьезную технику: 400-сильный самосвал-двадцатитонник (КАМАЗ-6520). И работать на нем довелось не в белых перчатках, ведь возить в основном приходилось шлам, по тяжелой дороге, летом и зимой. Однажды не по своей воле пришлось разгружаться в опасных условиях, когда грунт поплыл и самосвал завалился назад и набок.


После кульбитов в кабине пришлось лично руководить аж тремя экскаваторами, чтобы вытащить машину и при этом не повредить ее. Но все это не помешало получить звание лучшего водителя на предприятии. Алла говорит, что она всегда следовала рекомендациям людей, ответственных за эксплуатацию. Так, зимой в тот период солярка была неважного качества, при сильных морозах начальство рекомендовало добавлять в бак столько-то керосина. Все так и делала, поэтому двигатель всегда запускался. Был случай, что ранним утром при минус 25 из всего автохозяйства завелся только самосвал Аллы. Приехала на карьер одна, экскаваторщику только и оставалось удивляться: «А где остальные»?

И вот однажды довелось узнать, что «женщин берут» и на дальнобойные фуры, и платят там больше. Как не попробовать?

До этого с дальнобойщиками «встречались» разве что посредством троса, когда приходилось вытаскивать их из кюветов, а тут пошла и выучилась на категорию «Е». Компания, куда устроилась на первых порах, осуществляла перевозки из Москвы в Питер, Екатеринбург, Омск, а также в южном направлении, поэтому удалось познакомиться с Крымом, Сочи, Новороссийском и даже Абхазией. Сначала на тягаче MAN, затем на Scania. После камазовского самосвала, о котором Алла отзывается тоже уважительно, досадно было осознавать, что с европейским «люксом» не познакомилась раньше. Трасса М4 стала родной, к тому же проходила рядом с новым домом в Липецкой области, так что оторванности от родных почти не ощущалось.

В то время как в водительской среде, в профильных интернет-группах говорили и о других возможностях. Так дорога привела в другую компанию, и трудовые горизонты в буквальном смысле расширились: рейсы там простирались с запада на восток, от Москвы до самого Тихого океана, и уже в составе семейного экипажа. Дальний бой поначалу осваивался на тентовых фурах или, как еще говорят, «на шторках», потом уже стали ездить с рефрижератором. «За ним, конечно, приходится следить на остановках, но так он мурлыкает себе, не мешает нисколько». Правда, теперь пути не пересекаются с домом, ко всему протяженность маршрутов сказалась на продолжительности «вахты», поэтому, собственно, на вопрос о трудностях профессии Алла отвечает так: — Самое тяжелое в нашей работе — это оторванность от родных, не видеть их месяцами для меня лично очень тяжело. Но спасает то, что работаем все же семейно, экипажем — я, муж, дочка. Сейчас дочь дома, мы с мужем, потом я поеду домой и на месяц дочь меня сменит, потом муж поедет домой, мы будем с дочерью, так вот вкруговую меняемся и ездим. А было так, что им обоим надо было дома находиться, и я одна ездила, в том числе зимой ходила в Тынду, в минус 40, и ничего, нормально.


К слову, старшая дочь Евгения закончила консерваторию по классу фортепиано, 19 лет проработала в школе, она учитель высшей категории, даже была завучем. Но поскольку папа и мама водители, дочка тоже с детства «за рулем», при первой же возможности выучилась и получила права категории «В» и «С», ездила на грузовике, который был тогда в семье. А еще, по словам Аллы, у преподавателей зачастую бывает творческий кризис, когда хочется бросить свою профессию, заняться чем-то другим, хотя бы на какой-то период. А здесь вот родители по всей стране катаются, заманчиво рассказывают о дальних рубежах, и само собой пришло решение — получать категорию «Е» и присоединяться. Попробовала, понравилось, научилась многим премудростям и теперь уже не торопится вернуться в систему образования.

Как известно, на магистральных тягачах много водителей работают «в одно лицо», и «одиночки» могут привести кучу аргументов в свою пользу. Но поскольку мы имеем дело с семейным экипажем, любопытно узнать о преимуществах в этом случае.

— Когда работаешь экипажем, вдвоем, нам сроки дают более ужатые, то есть меньше времени на доставку груза. Зато экипажем, а мы родные люди, гораздо веселее, спокойнее. Мы едем по тахографу, соблюдать режим труда и отдыха получается легко, ведь и ДПСники останавливают, проверяют, и у тебя все под контролем.

Кроме того, так безопаснее, надежнее, бывают разные ситуации, допустим, на гололеде надо выехать и заехать, второй водитель смотрит, показывает, то есть вдвоем быстрее получается. Было, что навигатор в незнакомой местности завел так, что приходилось пятиться назад в сложных условиях, скользко, дорога узкая и извилистая, ямы. И вот один бегает, все подсказывает, как куда рулить, и так выехали. А если в одиночку, то без трактора не обошлось бы. Вдвоем можно друг на друга положиться, у нас другая оплата труда и суточные каждому, опять же, в нашем случае все деньги в семью.

Да, лето и зима в России слишком контрастные сезоны, но если лето везде более-менее «ровное», во всяком случае можно рассчитывать на два состояния асфальта — сухой и мокрый (кроме, конечно, качества самого асфальта), то зимний сезон и тем более межсезонье полны сюрпризов. Даже расстояние в тысячу километров может кардинально поменять обстановку в считаные часы, что уж говорить в масштабах всех российских параллелей и меридианов. Как приходится во все это вкатываться с учетом установленных правил движения и обязательств по доставке груза? Понятно, что всех под единую методику не подгонишь, у каждого свои приоритеты и ценности.

— Конечно, есть график, надо его придерживаться, но я считаю, надо ездить безопасно, сохранять свою жизнь, груз, технику. Если погода позволяет, сухо, мы свое время проезжаем, приходится и ночью ехать, но обязательно до стоянки. Если непогода, пошел снег, плохая видимость, скользко, то нет, лучше не рисковать, тянем до ближайшей стоянки, пережидаем, у меня такой принцип. Опять же, обстоятельства разные бывают, если ехать надо, то ничего не останавливает, и даже вот этот Култукский перевал, если движение не перекрывают, сколько раз его брали в снегопад, и ничего, это не пугает. Но если время позволяет, зачем себя рвать, лучше встать на стоянку, к утру дорогу расчистят, спокойно едешь дальше и видишь, там фура валяется, там. Опять же, кто как умеет машиной пользоваться, у кого какая резина. Всегда стараюсь погоду контролировать, лучше потом проехать увереннее, чем сейчас с риском, то есть вырабатываю свою безопасную стратегию.


Несмотря на то что во время рейса обстановка вокруг каждый день и даже каждый час меняется, дни и ночи приходится проводить в замкнутом пространстве кабины. А в данном случае она сравнительно небольшая, двуспальная и, как выясняется, здесь даже нет телевизора, хотя все равно некий домашний уют присутствует, женская рука чувствуется. Как удается поддерживать быт, насколько удобной стала придорожная инфраструктура?

— Да, получается, мы живем в машине, это наша однокомнатная квартирка, как я ее называю, с частичными удобствами. По условиям отдыха за последние четыре года вижу прямо сильный прогресс, уже целая индустрия действует для водителей-дальнобойщиков. Очень много стоянок, выбор большой, есть гостиницы, много кафе, где вкусно готовят и цены приемлемые. Раньше мы готовили сами, сейчас такой необходимости нет. А есть водители, кто категорически не приемлет никакой еды на рабочем месте. Отдых либо в кабине, либо в гостинице, пожалуйста. Теперь есть где помыться, постирать, цены разные, проблем нет. Хотя традиции тоже никуда не делись, летом на стоянке можно закатить небольшой домашний пир, могу сварить борщ, приготовить плов, завести тесто и пожарить беляши. А телевизор и не нужен, есть интернет и телефон, этого достаточно, чтобы во время отдыха читать новости или книги, следить за погодой в регионах, слушать музыку по настроению, у меня большая фонотека, смотреть любимые фильмы.

Понятно, что вся эта инфраструктура развивается не на пустом месте, а как раз благодаря изменившемуся за последние годы трафику, и по плотности, и по составу — магистральные большегрузы теперь идут вереницами. И, кстати сказать, далеко не всегда поведение водителей-дальнобойщиков можно назвать адекватным, уже многие участники движения отмечали, насколько рискованно и опасно они могут себя вести. Лихачат, подставляют всех при обгоне и грубо себя ведут по отношению к попутным машинам, например, могут «прижаться» к тем, кто не «в скорости», не обгоняют, а начинают протяжно сигналить, «моргают» фарами и что-нибудь неприлично маячат. В общем, ведут себя по-хулигански. Доходило до нелепых и страшных ДТП.

— По моим наблюдениям, когда-то в потоке на одну фуру приходилось десять легковых автомобилей, а сейчас, если не сезон отпусков, на каждую легковушку примерно пять-шесть фур. К сожалению, водители фур стали больше нарушать, у них нет терпения, куда-то гонят, а в любом случае ты успеешь, надо правильно время распределять.

Некоторые ездят безобразно и еще ругают водителей легковушек, мол, «чайники» и так далее, а сами вы кто? Это возмущает и удручает, мне стыдно за таких. Я всегда по рации скажу, зачем так делать, не воспитываю, не «лечу», просто говорю, может, в будущем это человека остановит. Еще в советское время нас учили безопасному вождению, были такие специальные уроки, а сейчас, видимо, этому не учат.

А как сказывается нынешнее движение на самочувствии водителей-дальнобойщиков, ведь и ответственность большая, и приходится много всего учитывать на маршруте. Может, есть какие-то особенные способы концентрации внимания, а также какие-то секреты релаксации после работы?

— У меня психика уравновешенная, я ведь в прошлом водитель автобуса и троллейбуса, и на работу тогда набирали людей с устойчивой психикой, такое обязательное требование было. Меня, например, ничуть не раздражают пробки. Когда подходишь к крупным городам, поток увеличивается, наоборот, интереснее становится, я даже люблю, когда много машин вокруг, с высоты наблюдаешь за другими, кто как едет, думаешь, вот бы я ему сейчас лекцию-то прочитала, как нужно вести себя на дороге.

И все же, как выяснилось, свои секреты вдоволь «отвести душу» есть, но такое можно позволить себе уже дома. Когда-то Алла занималась альпинизмом, покоряла вершины Тянь-Шаня, а еще она заядлый мотоциклист, байкер, как и муж Анатолий. В свободное от работы время любит прохватить, как она говорит, на «Ижике»: «Я сейчас больше трюками увлекаюсь, очень нравится кататься по бездорожью, специально поджидаю, когда будет дождь, грязь, лужи побольше, подъемы всякие, вот это уже моя стихия, люблю поднять коляску и на двух колесах по несколько кругов сделать». Собирается вскоре купить кроссовый мотоцикл или эндуро. И все это уживается с другими домашними хобби — заниматься цветами, возделывать сад, содержать разных животных.


Кстати, по большому счету, а кто по своей профессии может похвастать тем, что действительно видит свою страну масштабно, с возможностью регулярно охватывать безбрежные расстояния в тысячи километров в течение короткого времени? Пилоты, моряки и космонавты не в счет, речь именно о сухопутных маршрутах, когда «земля» — вот она, под колесами. Получается, только проводники поездов дальнего следования и дальнобойщики? Последние и вовсе созерцают непосредственно через лобовое стекло. В этой связи такой вопрос — где в стране нравится больше всего?

— Я всю нашу Россию люблю, и куда ни приедешь, мне всюду хочется жить. Вот обожаю Бурятию, какая вкусная кухня, какие люди прекрасные, и все есть в природе — лес, горы, степи. Когда с Култукского тракта скатываешься к Байкалу, проезжаешь Слюдянку, кажется, хочу здесь остановиться, так чудесно, настолько все притягательное, величественное. Едешь по Забайкалью, вот точно это мое, какие здесь просторы, держала бы целый табун лошадей. Проезжаешь Амурскую область, Благовещенск, поговоришь с людьми — все, хочется здесь остаться, даже детям сколько раз предлагала, давайте туда поедем! Хабаровский край, Приморье, Владивосток, так все захватывает, гордость берет, что везде смогла побывать. Но при этом очень нравится Вологодская земля, тоже красиво, нравится Томская область, в Крыму замечательно, в Сочи, в Абхазии вообще такой рай, была бы возможность, там поселилась бы. Вот правда, если бы 150 лет отмерили, везде хотелось бы пожить.

Конечно, невозможно представить, чтобы при таких перегонах ничего не случалось с техникой, в том числе серьезные поломки. Так, прошлым летом «полетело сцепление», перевозчик организовал эвакуацию тягача до сервиса, где все отремонтировали и машина вернулась в строй. Но что-то в дороге приходится делать самостоятельно: и не только поменять колесо, но и, например, пневмоподушку подвески на «телеге».


Если есть необходимость, о помощи можно попросить по рации или вывесить соответствующий знак «Help» — светоотражающий жилет на боковом зеркале будет означать, что имеются технические проблемы, требуется содействие. Водители, у кого есть время, остановятся, помогут. Бывает, и холодильная установка отказывает, и тут уж вся надежда на техническую службу, задача которой как можно быстрее «вывести» к ближайшему пункту ремонта. Несмотря на возраст тягачей, Алла все же оптимистично оценивает нынешний автопарк: «Это в советское время было тяжело, а сейчас машины такие, они редко ломаются». А когда машина загоняется на ТО, все равно приходится как-то в этом участвовать.

— Всегда стараюсь вникать, что делается, не стою над душой у ребят, но свои замечания говорю, на что обратить внимание, чтобы посмотрели здесь и здесь. И у меня есть свой бортовой журнал — когда заканчивается ТО, все туда записываю, дату, километраж, что заменили и сделали. Такая привычка еще со времен, когда работала на троллейбусе, а сейчас я для себя веду такой журнал.

Специфику любой профессии можно разделить на две основные части: ее плюсы и минусы. Что перевешивает, наверное, зависит от многих обстоятельств и, разумеется, от личного отношения. Алла поделилась своими мыслями, обозначив и положительные стороны, и отрицательные.

— Работа на фуре очень интересная, жалею, что не пришла раньше в эту профессию. Мне нравится даже то, что проснулся, и ты уже на работе. Не надо никуда бежать, спешить, привел себя в порядок, устроился в кресле и поехал. Если один и тем более вдвоем, устал и захотел спать, остановился, отдохнул. На троллейбусе или самосвале так не получится. Страну знаешь не по атласу, и очень далекие для многих людей города, такие как Хабаровск или Владивосток, для меня уже стали как родные. Опять же, подзаработать можно, хотя в разных транспортных компаниях по-разному. Конечно, есть свои минусы, труд все же не из легких, стрессовый, даже рискованный в чем-то, особенно зимой, здесь быстрее стареешь. Нередко даже по рации приходится слышать от мужиков нытье, видимо, устают все же, но раз тебе плохо, иди в такси работай или на хлебовозку. Женщин уже много в этой профессии стало, и мы не ноем. В дальнобойщики стоит прийти, но надо приходить с мозгами. Есть такие, кто приходит с легковушки, я бы так не рекомендовала. Еще в советское время надо было десять лет отработать на чем-то, чтобы перейти на полуприцеп. А сейчас с легковушки приходят, если получилось, молодец, но сколько их валяется в кюветах, поэтому нужна определенная водительская школа, чтобы быть подготовленным к такой работе.


И о себе добавляет: — Пока есть возможность, хотелось бы, и надо поездить за рулем, ведь и не всех детей еще подняли на ноги, младшему сыну 14 лет, его надо выучить. А чем заняться после водительской эпопеи, тоже все вполне конкретно определено. Хотелось бы свою ферму, опыт уже есть: держать телят, лошадей, овец, возделывать большой сад, вот уже и виноградник посажен. В планах есть даже открытие мини-зоопарка, где водились бы фазаны, павлины, лебеди, и чтобы дети из всей окрестности могли бесплатно его посещать...

Что ж, остается пожелать счастливого пути и осуществления всех планов!

фото: автора, из архива Аллы Преображенской и из открытых источников

Василий Ларин