На этих машинах несколько поколений советских граждан учились вождению в автошколах, потом работали, служили в армии. Или просто десятилетиями встречали их каждый день на дорогах и улицах огромного Союза.
ГОРЬКОВСКИЙ АВТОЗАВОД
Самый массовый советский грузовик за всю историю — ГАЗ-51, или, как порой называли его водители, «ГАЗ пятьдесят раз». Первый послевоенный горьковский грузовик, рассчитанный на 2500 кг, делали с 1946 по 1975 г. Автомобиль оснащали простым по конструкции рядным 6‑цилиндровым двигателем объемом 3,5 л мощностью 70 л. с. На шасси ГАЗ-51 строили седельные тягачи, самосвалы, пожарные автомобили, автобусы с самыми разными капотными и бескапотными кузовами, собираемыми заводами по всей стране. Всего за почти три десятилетия изготовили более 3,5 млн машин, из них около 14 тыс. на сборочном заводе в Иркутске. Производство ГАЗ-51 вели также в Китае, Северной Корее и Польше. Скромный ГАЗ-51 ценили за надежность, прочность и простоту конструкции. Ремонтопригодность в былые времена ценили особенно высоко. А еще ГАЗ-51 прославился заметной ролью в картине Василия Шукшина «Живет такой парень».
ГАЗ-51
Второй по массовости горьковский грузовик — ГАЗ-53. Автомобили с двигателем V8 объемом 4,25 л мощностью 115 л. с. (позднее — 120 л. с.) с 1961 по 1993 г. выпустили в количестве 3,37 млн штук. Машину ценили за динамику и неплохие тормоза с гидроусилителями, которых на ГАЗ-51 не было. Параллельно с 1956 г. выпускали ГАЗ-52. Эту модель задумали как переходную: агрегаты ГАЗ-51 и кабина перспективного ГАЗ-53. Но модель с форсированным рядным 6‑цилиндровым двигателем в 85 л. с. тоже делали больше 30 лет и изготовили более 2 млн штук.
ГАЗ-53
Еще одна горьковская легенда — полноприводной ГАЗ-66, он же «шишига». Автомобиль грузоподъемностью 2000 кг справедливо считали одним из самых сильных с точки зрения высокой проходимости. Бензиновый двигатель V8 рабочим объемом 4,25 л развивал 125 л. с. при 3200 об/мин. Экономичностью мотор не отличался, зато тягу обеспечивал хорошую. ГАЗ-66 делали с 1964 по 1999 г. и изготовили более 960 тыс. штук.
ГАЗ-66
ЗАВОД ИМЕНИ ЛИХАЧЕВА (СТАЛИНА)
Один из самых знаменитых и легендарных грузовиков СССР — ЗИЛ-130 поставили на производство в 1964 г. Новый двигатель V8 рабочим объемом 6 л, мощностью 150 л. с. поначалу считали даже избыточно мощным. Но водители ценили 130‑й, в том числе и за отменную динамику. А еще за надежность и ремонтопригодность. Поначалу указывали грузоподъемность 5000 кг, позднее — 6000 кг. ЗИЛ-130 имел множество модификаций. Специализированные заводы делали самосвалы, пожарные автомобили, ставили различные спецкузова, в том числе пассажирские — автобусные. Модернизированную модель — ЗИЛ-431410 выпускали вплоть до 1995 г. Всего сделали около 3,4 млн ЗИЛ-130 в разных версиях.
ЗИЛ-130
А первым послевоенным грузовиком московского (еще имени Сталина) завода стал ЗИС-150 грузоподъемностью 4000 кг. Машину с кабиной, скопированной с американского International, оснащали рядным 6‑цилиндровым мотором рабочим объемом 5,6 л мощностью 90–95 л. с.
ЗИС-150
По сравнению с предшественником — ЗИС-5, ЗИС-150 был по всем параметрам большим шагом вперед, что и оценили водители. Автомобиль выпускали до 1958 г., изготовив за десять с небольшим лет около 778 тыс. грузовиков. До 1964 г. произвели еще около 380 тыс. ЗИЛ-164 — модернизированной версии ЗИС-150. Самосвалы на базе московских автомобилей делали в Кутаиси, а аналоги советских грузовиков — в Китае и Румынии.
Легендарный «колун» ЗИС-157 — еще одна советская легенда проходимости. Трехосный автомобиль производили с 1958 по 1982 г. в Москве, а потом до 1991‑го — в Миассе, на заводе УАЗМ. ЗИЛ-157 имел 6‑цилиндровый мотор рабочим объемом 5,6 л мощностью 104 л. с. (позднее — 110 л. с.). 157‑й продолжали уважать и любить даже после появления более новых аналогичных трехосных машин. В Москве изготовили 797 тыс. грузовиков, на Урале — еще 160 тыс.
ЗИЛ-157
Полноприводной ЗИЛ-131 — это развитие модели 157, которую при этом продолжали выпускать параллельно с новинкой. Машина была гораздо мощнее: мотор V8 выдавал 150 л. с. Конечно, и расход топлива значительно вырос, но в те времена государственные учреждения, тем более военные части, этот параметр не волновал. ЗИЛ-131 выпускали до 1994 г., в том числе на Урале. Всего сделали больше 998 тыс. машин. До миллиона немного недотянули.
ЗИЛ-131
УЛЬЯНОВСКИЙ АВТОЗАВОД
Почетное место в списке долгожителей и самых массовых грузовиков СССР занимает так называя «буханка» Ульяновского автозавода. Первые фургоны УАЗ-450 начали делать в 1958 г., и модель, правда, после множества модернизаций, остается в производстве до сих пор. Менялись индексы, появилась уйма модификаций, в том числе и бортовой грузовик, который, кстати, в советские времена называли «головастик». Многие уже не помнят, что в 1960–1984 гг. делали и моноприводные машины. Количество всех выпущенных «буханок» и многочисленных производных перевалило за 1,2 млн.
УАЗ-453
КРЕМЕНЧУГ И МИНСК
В десятку самых массовых советских грузовиков периода после Великой Отечественной вошло и семейство КрАЗ-256/257/258 — соответственно: самосвал, бортовой грузовик и седельный тягач. На них ставили двигатели V8 рабочим объемом 14,9 л, мощностью 240 л. с. Автомобиль имел, мягко говоря, не самую современную деревометаллическую кабину, тяжелое управление и вообще требовал специальных водительских навыков, а лучше — и склада характера. Водители, работающие на таких машинах, пользовались поэтому особым уважением. КрАЗ-самосвал сыграл, кстати, заметную роль в картине Виталия Мельникова «Ксения — любимая жена Федора». В фильме показывают даже соревнования на тяжелых самосвалах! С 1961 по 1993 г. произвели около 420 автомобилей семейства.
КрАЗ-256Б
МАЗ-500 — не первый советский грузовик с бескапотной кабиной. Первым была «Колхида» Кутаисского завода, но МАЗ был куда более известен и уважаем. Помимо удобной кабины, машину отличал мощный и надежный ярославский двигатель V6 рабочим объемом 11,15 л, развивающий 180 л. с. Позднее делали версии и с 270‑сильным мотором V8. МАЗ прославился и стал любим, особенно подростками 1970‑х, еще и благодаря участию в кинокартине «Мировой парень». Правда, там играет трехосный МАЗ-516. Но репутацию марки фильм все равно улучшил. С 1961 по 1990 г. двухосное семейство МАЗ-500 выпустили количеством около 330 тыс. штук.
МАЗ-500