На прошлой неделе в России начались испытания беспилотных грузовиков. Автомобили выехали на трассу М-11 Санкт-Петербург — Москва для перевозки коммерческих грузов. В связи с этим возник вопрос о будущем водителей фур.
Эксперты сходятся во мнении, что дальнобойщики не останутся без работы еще долго. Экономика беспилотной перевозки должна стать лучше, чем экономика с водителем.
Беспилотные грузовые машины – это не российское изобретение. Первым технологию самоуправляемого грузовика представил Mercedes-Benz.
В 2019 году немецкий производитель начал испытания беспилотников на дорогах в США. Грузовики поддерживали четвертый уровень автономности — когда участие водителя минимально, пишет ilex.by.
Свой беспилотный проект есть и у компании Tesla. Но им пока с трудом удалось ввести в эксплуатацию просто электрогрузовики. В конце 2022 года корпорация Pepsico стала использовать первые 36 машин Tesla Semi из заказанных 100. Правда, на практике запас хода оказался меньше, чем было заявлено компанией Илона Маска. Впрочем, из-за сложностей с поставками батарей массовый потребитель не увидит Tesla Semi раньше 2025 года.
На минувшей неделе на трассе М-11 Санкт-Петербург — Москва началось движение беспилотных грузовых автомобилей в рамках специального экспериментального правового режима. Сначала компания «СтарЛайн» провела испытания своего беспилотника, созданного на базе седельного тягача Mercedes-Benz. Грузовик проехал 684 км из Санкт-Петербурга в Москву в беспилотном режиме со скоростью 65 км/ч. Но для контроля движения на протяжении всего маршрута в кабине авто присутствовали 2 водителя-испытателя.
Тягач двигался по маршрутному заданию, используя нейросети, искусственный интеллект и цифровую модель дороги. Специальная карта необходима для маневрирования по маршруту, выбора полосы движения, скорости, получения информации о дорожных знаках и ограничениях. Сам автомобиль для распознавания инфраструктуры и других участников дорожного движения оснащен GNSS-RTK-приемниками, лидарами, видеокамерами и инерциальными датчиками.
На трассу М-11 вышли и три беспилотных грузовика КАМАЗ. Но их также сопровождали инженеры-испытатели. По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, в июле к эксперименту присоединятся еще три «умных» машины, а в течение следующего года — еще 12 беспилотников. По итогу они в 2024 году должны перевести 200 тысяч тонн коммерческих грузов, что в четыре раза больше, чем в 2023 году.
В пользу новых технологий такие доводы: беспилотный транспорт тратит меньше топлива и может работать как минимум 21 час в сутки, тем самым его эффективность многократно повышается. По расчетам Минтранса РФ, использование беспилотников между Москвой и Санкт-Петербургом позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний.
Однако, по мнению экспертов, говорить о том, что беспилотный транспорт станет повсеместным явлением — преждевременно. Решающими будут такие факторы, как состояние дорожной инфраструктуры, развитие сетей связи 5G и 6G, экономика. Пока со всеми этими компонентами имеются сложности.
Одной из главных задач является формирование эффективной бизнес-модели. Экономика беспилотной перевозки должна стать лучше, чем экономика с водителем.
Минтрансу РФ пришлось инициировать установку льготного тарифа на перевозку грузов беспилотными фурами по платной трассе М-11. Повышенная себестоимость перевозки грузов с использованием «высокоавтоматизированных транспортных средств и наличием водителя-испытателя в кабине не позволяет установить конкурентный тариф» на такие рейсы и достичь рентабельности, признали в ведомстве. То есть без субсидии из бюджета беспилотные перевозки будут дороже обычных.
По мнению первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, дальше надо увеличивать плечо доставки, чтобы «радикально снижать затраты». Поэтому вслед за трассой М-11 в России должны появиться и другие транспортные коридоры для беспилотников.
К 2030 году общую протяженность таких дорог планируется увеличить до 19,5 тыс. км.
По данным Минтранса РФ, дополнительные затраты на оснащение дорог, для того чтобы их мог использовать беспилотный транспорт, в 4–6 млн российских рублей на 1 км, подсчитали в министерстве. Стоимость строительства километра федеральной трассы составляет около 1 млрд российских рублей, то есть речь идет об увеличении этого показателя менее чем на 0,5%.
Кроме того, бизнес-эффект усилит использование автопоездов повышенной грузоподъемности и увеличение уровня автономности самих автомобилей, для чего уже требуется сети пятого и шестого поколения. Эксперимент с полностью беспилотным управлением грузовиками начнется в России с 2025–2026 годов, допустил Белоусов.
По мнению экспертов, водители-дальнобойщики не останутся без работы еще как минимум лет 10. Это связано как с дефицитом кадров в России, так и с ограниченными масштабами экспериментов по внедрению беспилотного автотранспорта.