← Дороги, инфраструктура

Минус ₽500: на каких федеральных трассах больше всего камер

фото: shutterstock

На каких трассах легче всего получить штраф с камер и что они фиксируют?

Количество дорожных камер в России регулярно растет. При этом они учатся фиксировать все больше различных видов нарушений ПДД: от непристегнутых ремней до разговоров по телефону. Почти все устройства умеют выявлять превышение скорости. Штраф только за это нарушение составляет от 500 руб. при условии, что скорость превышена не более чем на 40 км/ч.

Согласно отданному в 2019 году распоряжению президента Владимира Путина, информация о расположении всех дорожных камер стала открытой. В дополнение к данным из приложений-навигаторов водители смогли узнавать адреса расположения камер на сайте ГИБДД, где эту информацию обновляют практически каждый день. Autonews.ru проанализировал число устройств фото и видеофиксаций правонарушений на вылетных магистралях из Москвы и составил рейтинг автодорог с наибольшим их количеством.

1. Трасса М-7 «Волга»

Если посмотреть на карту ГИБДД, то на первый взгляд концентрация камер не сильно зависит от трассы. А потому их общее количество тем больше, чем протяженнее автодорога. Однако уже лидер рейтинга М-7 «Волга» это правило опровергает. Это третья по протяженности федеральная трасса в России (после М-5 «Урал» и М4 «Дон») и первая по числу стационарных камер — их там 269.

Фото: Расположение стационарных камер фиксации нарушений на трассах Московской области, сайт ГИБДД

М7, которую жители Подмосковья привыкли называть Горьковским шоссе, является одной из самых загруженных трасс, ведущих на восток страны. Ее нельзя назвать скоростной, она проходит через множество населенных пунктов, а за их пределами действует стандартное ограничение в 90 км/ч. И именно поэтому тут так много камер, измеряющих скорость. Желание разогнаться может возникнуть разве что на объездной дороге вокруг Владимира, но там часто встречаются мобильные камеры.

2. Трасса М-5 «Урал»

Дорога, известная до сих пор в народе как Новорязанское шоссе, начинается от Таганской площади в Москве и заканчивается в Челябинске, но на деле продолжается в трассах, идущих во Владивосток и Магадан.

Официальная протяженность М-5 до Челябинска — 1879 км, на которые приходится 232 прибора видео- и фотофиксаций. Встречаются самые разнообразные камеры, но после Коломны их интенсивность резко падает и фактически сводится к замеру скорости в населенных пунктах: вне их можно опасаться разве что мобильных комплексов.

3 Место. М-4 «Дон»

Главная курортная автотрасса России до сих пор представляет из себя гибрид из платных и бесплатных участков. На протяжении 1517 километров тут насчитывается 199 камер, приписанных именно к данной трассе, а не к прилегающим городам и маршрутам объезда.

В общих чертах правило для М-4 «Дон» звучит так: на платных участках почти нет населенных пунктов и камер, на бесплатных и того и другого в изобилии. Но и на платных кусках автодороги нарушать не стоит — поймать могут и мобильными приборами, и патрулями ГИБДД.

Фото: Shutterstock

4. М-2 «Крым»

Трасса М-2 является одной из альтернатив объезда М-4 «Дон» с возможностью не платить за проезд. Фактически же она ведет к Белгороду и далее — к границе с Украиной. По России протяженность трассы составляет 720 километров, и на эту дистанцию приходится 183 дорожные камеры.

Если посмотреть на карту ГИБДД, то М-2 — одна из самых равномерно загруженных камерами автомобильных трасс России. Объясняется это просто: дорога проходит через многочисленные населенные пункты, где превышение скорости особенно опасно.

5. М-8 «Холмогоры»

Под этим названием скрывается «Ярославка» — трасса, соединяющая Москву не только с Ярославлем, но и с далеким Архангельском. Тут относительно мало камер: на 1271 километр всего 83 стационарных комплекса.

Объяснение этому явлению простое: М-8 остается одной из самых современных бесплатных федеральных трасс России, которая в Подмосковье огибает большинство населенных пунктов. Разговоры о том, чтобы сделать хотя бы часть «Ярославки» платной, ходят более десяти лет, но пока этого не произошло.

О том, что трасса относительно скоростная, знают не только водители, но и сотрудники ГИБДД. Так что мобильные камеры измерения скорости на этой трассе не редкость. Впрочем, обычно они стоят в одних и тех же местах.

Фото: Shutterstock

6. М-10 «Россия»

На старой дороге из Москвы в Санкт-Петербург насчитывается 80 стационарных камер, и их количество с учетом трафика и средней скорости движения кажется даже избыточным. Впрочем, многие комплексы фиксируют не только скорость, но и, например, выезд на встречную полосу в неположенном месте. Последнее для М-10 не редкость: трасса на многих участках трехполосная, с двумя основными и третьей обгонной полосой, где иные лихачи, не успевая завершить маневр, задевают встречную.

Для любителей быстрой езды уже много лет есть альтернатива в виде платной М-11 «Нева». Стационарных камер на сайте ГИБДД там не значится вовсе, разрешенная скорость составляет 130 км/ч, а с учетом нештрафуемого порога в 20 км/ч — все 150 км/ч. Важно помнить, что разгоняться до максимальной скорости 130 км/ч имеют право владельцы легковых и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны. Развивать эту скорость можно на трассе М-11 от 59-го км в Московской области до Санкт-Петербурга.

7. М-3 «Украина»

Киевское шоссе утратило международное значение и превратилось в относительно короткую внутрироссийскую трассу протяженностью всего 509 километра. На этом отрезке уместилось всего 67 стационарных комплексов фото- и видеофиксации.

Многие из них исторически несут двойную функцию, не только контролируя соблюдение ПДД, но и отлавливая машины, двигающиеся из соседних стран, и проверяя госномера на наличие их в различных оперативных базах.

Фото: Shutterstock

Здесь больше всего камер в местах, где трасса проходит через населенные пункты. А меньше всего — на платных участках в Калужской области.

8. М-1 «Беларусь»

Наряду с трассой М-3, Минское шоссе — одна из самых коротких федеральных трасс в России. До границы с союзным государством от Москвы всего 456 километров. На этом отрезке расположилось 59 камер.

В былые времена по Минскому шоссе устраивались всесоюзные заезды для установления рекорда скорости на переделанных автомобилях «Победа», но с тех пор минуло более полувека. Сейчас трасса, как и другие, увешана камерами, но весьма неравномерно. Скажем, от поворота на Гагарин и до Вязьмы стационарных комплексов нет. Опять же от мобильных камер это не защитит.

9. М-9 «Балтия»

Новорижское шоссе по праву считается одной из лучших бесплатных трасс России, по крайней мере на скоростном участке, проходящем через Московскую область. По логике ГИБДД камеры ставятся в местах с наибольшей аварийностью, но таковых на современной М-9, видимо, как раз немного — на почти 600 километров приходится всего 49 стационарных комплексов.

Зато, по крайней мере в Подмосковье, на Новорижском шоссе на выездах на трассу любят дежурить экипажи ДПС — по утрам они, очевидно, ловят водителей с остаточным алкогольным опьянением, выезжающих с многочисленных коттеджных поселков.

Фото: Shutterstock

Общие правила любой трассы

Изучение карты камер ГИБДД приводит к очевидным общим выводам:

  1. В населенных пунктах камер больше. Это особенно важно для желающих пренебречь объездной магистралью и насладиться видами исторической части Коломны, Владимира или, например, Сергиева-Посада. Посмотреть есть на что, но к ПДД надо быть особенно внимательным.

  2. Распространение камер почти равномерно, чем длиннее дорога, тем их больше. Очевидный, казалось бы, факт, но он наглядно объясняет лидерство восточных направлений и малое число комплексов на западе от Москвы.

  3. Камеры могут стоять часто. Порой в нескольких кварталах друг от друга на городских участках трасс. Это могут быть разные комплексы, но фактически любой прибор с разнообразной специализацией помимо основной задачи контролирует еще и скорость.

  4. Всего на начало июня 2023 года в России, по данным ГИБДД, насчитывалось 45,2 тыс. автоматических камер, фиксирующих нарушения. Их число увеличивается почти ежедневно.
Сергей Иванов