← Логистика, грузы

Не везёт: автомобили могут подорожать из-за дефицита автовозов

Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

Легче найти нужный автомобиль китайского производства, нежели российского, — эксперты и игроки рынка говорят о сложностях с отгрузкой машин дилерам. Виной тому нехватка автовозов, число которых сократилось после ухода из России автопроизводителей из недружественных стран.

Кроме того, поставки машин из Китая требуют больше времени. Может ли дефицит автовозов привезти к росту цен — разбирались «Известия».

На витрине пусто

По информации «Самарского обозрения», на площадках Волжского автозавода скопились тысячи автомобилей, которые предприятие не в состоянии отгружать дилерам из-за дефицита транспорта. Им предлагают самовывоз товарных машин с площадок предприятия.

При этом автомобилей в наличии в автосалонах мало. Журналисты «Самарского обозрения» нашли всего несколько «Вест» на сайтах самарских дилеров, в основном в продаже есть внедорожники Niva Travel и Niva Legend. На официальном сайте АвтоВАЗа также подозрительно мало машин: 37 — в Москве, 67 — в Петербурге и всего 10 — в Новосибирске.

В пресс-службе АвтоВАЗа отметили, что размещение машин на «витрине» носит добровольный характер и не все дилеры это делают. Однако признали, что сложности с поставками есть и сейчас решают их вместе с логистическими партнерами.

Таким образом, поставки готовых автомобилей дилерам стали еще одной проблемой Волжского автозавода наряду с дефицитом отдельных комплектующих.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), АвтоВАЗ за семь месяцев отгрузил 172 996 автомобилей дилерам, тогда как на учет, по данным аналитического агентства «Автостат», встало 161 927 машин.

Таможня не дает добро

В Chery «Известиям» рассказали, что определенные сложности с логистикой сохраняются. Сотрудники компании справляются, но иногда на решение требуется время. В Haval отметили, что с ситуацией справляются, — официальный сайт производителя только в Москве и области предлагает около 3 тыс. машин в наличии.

Источник на рынке признал проблемы с логистикой китайских автомобилей, но подчеркнул, что они зависят от региона. Он также отметил, что поток машин через таможню значительно вырос, из-за чего возникли сложности с их оформлением.

«Люди не могут постоянно стоять и ждать»

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин в беседе с «Известиями» назвал основные причины кризиса в сегменте автовозов.

— Когда в прошлом году была турбулентность на рынке в связи с санкционными ограничениями и уходом европейских брендов, те, кто на эти бренды работал, продали автовозы и переориентировались на другие перевозки. Люди не могут постоянно стоять и ждать. Еще один фактор — это доставка автомобилей китайского производства. Расстояния большие, и это тоже повлияло на дефицит, — рассказал Матягин.

Аналогичной точки зрения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

— Автовозов жестко не хватает на протяжении всего этого года. Во-первых, часть тех, что брали в лизинг, была отозвана. Во-вторых, резко увеличился поток перевозок с востока. Ты везешь столько же машин, но только в два-три раза дольше по времени. Если нужно быстро привезти машину, то это только автовоз. Да, цены выросли, но железные дороги всё равно дороже, — отметил Кадаков.

Виноват утильсбор

Директор бренда «Авилон Changan» Илья Петров называет еще одну причину проблем с поставками автомобилей дилерам — повышение утилизационного сбора и ажиотаж со ввозом машин.

— Дефицит подвижного состава остро ощущался в июле — начале августа в связи с большим ввозом автомобилей параллельного импорта перед повышением утильсбора с 1 августа. К каким-либо конкретным моделям и маркам дефицит не был привязан, его ощущали все, — рассказал он «Известиям». По словам Петрова, сейчас ситуация восстанавливается и приходит в норму.

Водителей тоже не хватает

Эксперты и игроки рынка считают, что сложности с поставками машин не будут решены быстро. Владимир Матягин обратил внимание на кадровый вопрос: нехватка водителей ощущается во всех секторах и составляет до 20%. Молодежь не спешит приходить в профессию и ищет более высокие зарплаты, а старый состав, который учился еще при СССР, выходит на пенсию.

Матягин допустил возвращение некоторых компаний в сегмент автоперевозок, однако на это требуются время и серьезные вложения.

— Чтобы сейчас купить автомобиль на эти работы, сегодняшними ценами выйдет больше 10 млн, — считает он.

Что будет с ценами на автомобили

На рынке действительно есть дефицит автовозов, рассказал «Известиям» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— Еще во времена пандемии на фоне падения спроса на перевозки ряд логистических компаний поставил технику «на прикол» или распродал часть автопарка. Вторая волна настигла после введения санкций, когда встали автозаводы и резко упали объемы перевозок.

Сейчас, когда производство машин восстанавливается, парка автовозов не хватает, а с приобретением новой техники есть сложности, значительную часть автовозов выпускают производители из недружественных стран, — отметил Бургазлиев.

Он допустил, что сложности с логистикой из-за нехватки автовозов вполне могут стать дополнительным фактором, который приведет к росту цен на машины.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов