← Топливо, масла и автохимия

Ожидать ли снижения цен на топливо в России?

Александр Река/ТАСС

Частные заправки вынуждены резко повышать цены, чтобы не быть в минусе. На начало сентября маржа по бензину АИ-92 и АИ-95 составила минус 3 рубля за литр, по дизелю — минус 2 рубля за литр. Биржевые же цены продолжают бить рекорды. Когда ждать стабилизации ситуации?

Продажи топлива на АЗС в России убыточны с середины июня. Это «Ведомостям» подтвердили в исследовательской группе «Петромаркет». По подсчетам аналитиков, на начало сентября маржа по бензину АИ-92 и АИ-95 составила минус 3 рубля за литр, по дизелю — минус 2 рубля за литр.

Обсуждая причины стабильного роста цен на заправках, аналитики уже давно ограничиваются только двумя тезисами. Первый — о том, что есть прямая зависимость от оптовых цен на бирже. Они последние недели росли: стоимость тонны марки «Премиум-95» давно превысила 74 тысячи рублей. Из-за этого напрямую страдает маржинальность заправочного бизнеса. Если у крупных сетевиков убытки можно покрыть за счет других доходов, то у частников выбора нет — они вынуждены устанавливать ценник гораздо выше на фоне и без того дорогого топлива либо работать в минус.

Вот ситуация руководителя сети АЗС GP Vympel в Саратове Екатерины Савкиной. По ее словам, цены в оптовом сегменте растут с середины июля, в последние две недели стало только хуже:

Екатерина Савкина, руководитель сети АЗС GP Vympel в Саратове:

«Сегодня мы торгуем по таким ценам: 92-й — порядка 52 рублей за литр, 95-й — порядка 58 рублей за литр, дизельное топливо — порядка 60 рублей за литр. Наши цены отличаются от цен доминирующей сети в регионе на 3 рубля по 92-му бензину, на 5-6 рублей по 95-му бензину. Сделано это для того, чтобы мы не торговали в убыток, потому что мы коммерческая структура, мы не можем покупать топливо и продавать его дешевле, это смерти подобно. На фоне такого диспаритета цен мы каждый день теряем продажи. Спрос на топливо эластичен, очень сильно ориентирован на цену, и наши продажи упали где-то на 30%. Мы еле-еле умещаемся в операционный ноль».

Справедливости ради, говорит собеседница Business FM, с логистикой стало гораздо лучше — РЖД немного поправили ситуацию. В числе других причин роста цен на заправках она называет фактор сезонности и, опять же, оптовые котировки. Острый дефицит топлива в южных регионах России никуда не делся. Business FM об этом уже не раз рассказывала.

Как обстоят дела с дизелем, рассказывает президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

Владимир Матягин, президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс»:

«Цены в разных регионах следующие: Краснодарский Край — там дефицит топлива, ценники у независимых операторов — 70-75 рублей, в Крыму — под 80 рублей. У сетевых операторов («Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и так далее), может быть, чуть пониже, но топлива не хватает, очереди стоят, плюс они полностью отменили все скидки, которые давали перевозчикам, — до 10%. По Санкт-Петербургу наблюдал: позавчера цена была 62,95 рубля, сегодня уже цена 63,45. То есть на 50 копеек в гору ушло. Так как отпускная цена на биржах фактически под 70 рублей, вероятность, что она дальше будет расти, стопроцентная».

Второй тезис топливных аналитиков — предпосылок для выхода в плюс и отката цен или хотя бы их стабилизации сейчас пока нет. Тем более с учетом снижения выплат по демпферу игроки рынка еще не отыграли свои риски. Цены будут расти и дальше, отмечает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев:

Дмитрий Гусев, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер»:

«Реализация топлива в минус — ситуация не новая. Наверное, мы просто по истечении 2020-2022 годов, когда были низкие цены на бирже, вдруг решили вспомнить о том, что реализация топлива через заправочные станции — это какой-то прибыльный бизнес. В стране сложилась достаточно сложная система формирования цен на нефтепродукты: с 2018 года розничные цены таргетируются по уровню инфляции, а оптовые цены находятся в свободном биржевом взаимодействии. С учетом нашей фискальной системы, нашей налоговой системы существует привязка к экспортным ценам. Соответственно, любая нефтяная компания так или иначе ориентируется на разную доходность поставок на внутренний рынок и на экспорт. Это чуть-чуть смягчал демпфер, но, к сожалению, последние, наверное, полтора месяца с учетом резкого изменения курса рубля и роста привлекательности экспортных поставок биржевые цены побили несколько новых рекордов».

Путей — два, говорит эксперт: либо выходить на биржевую торговлю полностью и привязываться к биржевым ценам, а значит, заставлять топливо резко дорожать, либо переходить к государственному таргетированию, когда раз в неделю Минэнерго будет сообщать, что оптовая и розничная цены — теперь такие. Что-то кардинально улучшить в действующей системе уже невозможно. Надо двигаться либо к одному варианту, либо к другому. Либо не двигаться вовсе и надеяться, что со снижением спроса на топливо уменьшится число вагонов, разгрузится сеть РЖД, топливо начнет доходить до АЗС, и к концу сентября, возможно, мы увидим стабилизацию.

Евгений Перельчук