Среднетоннажник «Валдай 8» сменил на конвейере Горьковского автозавода своего предшественника «Валдай Next». ГАЗ перевел бескапотник на новый двигатель и увеличил грузоподъемность.
Обновленное шасси уже поступило в работу к компаниям-надстройщикам. А первым товарным автомобилем на шасси «Валдай 8», представленным широкой публике, стал изотермический продуктовый фургон грузоподъемностью 4 тонны. Премьера этой машины состоялась на выставке «Иннопром 2023» в Екатеринбурге. А знакомство «5 колеса» с новой моделью грузовика прошло на Горьковском автозаводе.
Бескапотный «Валдай» дебютировал в 2020 году. Он представляет собой машинокомплект узлов и компонентов от хорошо известной техники: шасси — унифицированное с тяжелым «Газоном Next», мотор Cummins 2.8 — как у «Газели», коробка передач — новая газовская шестиступка, она является собственной разработкой инженеров ГАЗ и производится на предприятии «Нижегородские моторы». Кабина — китайская Foton, но производится на ГАЗе по полному циклу, включая сварку, катафорез, окраску. Кстати, почти по такому же пути строился вначале двухтысячных годов «Валдай» первого поколения: рама от ГАЗ-4301, оперение и кабина от «Газели» плюс минский мотор Д-245.
Главное нововведение — теперь под кабиной появился 2,5‑литровый турбодизель G21 мощностью 150 л. с. и крутящим моментом 420 Нм. В основу дизелей серии G (семейство G 2.5) положен новейший агрегат Foton Aucan FD25, разработанный при участии известной британской инжиниринговой компании Ricardo. На данный момент двигатели G 2.5 поставляются на ГАЗ, в дальнейшем их сборка будет налажена в Нижнем Новгороде на площадке ГАЗа. Запланирована глубокая локализация производства — вплоть до элементов топливной аппаратуры. Локализация будет проводиться поэтапно. Так, например, в Нижнем Новгороде уже запущен новый литейный завод, который будет заниматься изготовлением отливок для этих двигателей.
Кстати, двигатель G-серии также устанавливается на автомобиль «Газель Next». Мотор имеет современную высокотехнологичную конструкцию. Благодаря чугунному блоку цилиндров и кованому стальному коленвалу он обладает высокой прочностью и износостойкостью, а благодаря алюминиевой головке блока цилиндров отличается низким весом — всего 220–228 кг, в зависимости от модификации. Кроме того, за счет конструкции газораспределительного механизма с гидрокомпенсаторами и ременным приводом двух распредвалов дизель обладает низким уровнем шума. Это значительная разница, хорошо различимая на слух при очном сравнении моторов Cummins ISF 2.8 и G 2.5. Если продолжать сравнение двух силовых агрегатов, стоит упомянуть, что снижение рабочего объема с 2,8 до 2,5 л способствует повышению такого важного параметра, как топливная экономичность: разница в удельном расходе топлива Cummins ISF 2.8 и G 2.5 составляет порядка 4,4 %. Это ключевой фактор при определении рентабельности коммерческой эксплуатации автомобиля.
Увеличение крутящего момента до 420 Нм позволило сделать машину более грузоподъемной: если в версии шасси «Валдай Next» имел полезную нагрузку 3,8 тонны, то «Валдай 8» — уже 4,6 тонны. Естественно, с 6,7 до 7,5 тонны выросла полная масса среднетоннажника. Таким образом, перевозчикам предложен грузовой автомобиль с более высокими эксплуатационными характеристиками.
Поскольку «Валдай» создан на платформе тяжелого «Газона Next», вносить изменения в шасси не пришлось. Рама, подвеска и мосты — газоновские и отчасти от «Валдая» первой генерации. От него новинка унаследовала малолистовые пакеты задних рессор с резинометаллическими сайлент-блоками и шины посадочным диаметром 17,5 дюйма. В результате погрузочная высота машины составила 1160 мм. Как и положено современным среднетоннажникам, карданный вал необслуживаемый. В редукторе заднего моста используются кромочные манжеты. Сам редуктор — с гипоидной главной передачей, передаточное число главной пары — 6,6. Грузовик оборудован передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Тормозная система пневматическая, SORL. Точно такая же применяется на «Газоне Next». Механизмы на всех колесах дисковые, есть ABS и система курсовой устойчивости.
На раме слева за защитным ограждением — контейнер с аккумулятором, топливный фильтр и бак на 125 л дизельного топлива. Чуть поодаль, в заднем свесе, — добротный инструментальный ящик внушительных размеров. За противоподкатным брусом, опять же в заднем свесе, — запаска.
В кабине «Валдая 8» можно обнаружить значительные изменения. По просьбе перевозчиков для повышения комфорта на коротких маршрутах с частыми остановками усилена термо- и шумоизоляция кабины и силового агрегата. Клапан стояночного тормоза, расположение которого критиковали водители, переехал на 170 мм ближе к задней стенке. Он больше не мешает использовать пассажирские сиденья в качестве полноценного спального места: отдыхать лежа теперь можно без проблем! Но то, что клапан убрали из поля зрения водителя, — спорно. Я бы предпочел видеть современное решение — кнопку электронного ручника на передней панели.
В списке других заявленных улучшений — установка новых защитных пластин около двигателя, а также доработка системы охлаждения. Оптимизация воздушного потока снижает потребность в работе вентилятора, поэтому шумность также уменьшена.
Еще несколько слов о кабине. Регулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка, сервоприводы стеклоподъемников, центральный замок (с единым ключом не только для дверей и зажигания, но и для пробки топливного бака), круиз-контроль и 9‑дюймовое мультимедийное устройство с кнопками на руле — в «стандарте». Есть кондиционер и предпусковой подогреватель.
А ездит грузовичок еще приятнее, чем раньше: мало того что маневренность (при длине чуть менее 7 м минимальный разворот заявлен в 6,2 м) и обзорность по-прежнему прекрасные, так в кабине стало еще тише, и передачи переключаются легко и четко не в пример экземпляру, который мой коллега водил в конце 2020 года. По сути, машина имеет все то, что нужно для работы грузовику в городе. Но главный козырь нового «Валдая» — насыщенная базовая комплектация. То, что у конкурентов предлагается опционально, у грузовика из Нижнего есть по умолчанию. К слову, новинка оснащена фирменной заводской телематикой GAZ Connect.
Другая особенность модели — потребитель получает товарный автомобиль. Самые распространенные кузова — промтоварные, изотермические фургоны, а также авторефрижераторы, включая выше-упомянутый продуктовый фургон, будут выпускать прямо на заводе. Кстати, двигатель на заводе комплектуется двумя компрессорами: для кондиционера в кабине и для холодильной установки в грузовом отсеке. В перспективе рассматривается производство эвакуаторов и самосвалов. Для таких версий в качестве опции в новой коробке предусмотрен люк для отбора мощности. Предусмотрено три модификации по длине: стандартная колесная база (3310 мм), стандартная база плюс длинный свес, длинная колесная база (4000 мм) плюс длинный свес.
Запуская обновленный «Валдай 8», «Группа ГАЗ» рассматривает в качестве потенциальных конкурентов китайские FAW J6F, Sinotruk Homan, Foton Aumark и, конечно, среднетоннажник КАМАЗ «Компас-9», демонстрирующий активный рост продаж. Однако выпускаемый серийно российско-китайский автомобиль «Компас-9» (КАМАЗ-43089) имеет полную массу 9500 кг (почти на две тонны больше). Но в перспективе КАМАЗ собирался начать выпуск грузовика полной массой 7500 кг — вот он-то действительно может быть конкурентом «Валдая 8». То есть ГАЗ играет на опережение.