← Автомобильные грузоперевозки

Дефицит кадров, рост цен и повышение утильсбора: почему в России дорожают перевозки

фото здесь и далее: 5koleso.ru

Во второй половине 2023 года продолжается рост ставок на автомобильные грузоперевозки по России. Такая динамика обусловлена дефицитом дальнобойщиков, повышением цен на грузовики и автозапчасти, ослаблением рубля и увеличением ставки утильсбора. Но главный фактор — растущий спрос.

Рассказывает Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи автоперевозок ATI.SU».

В первом полугодии 2023 года на «Бирже ATI.SU» мы наблюдали стабильный рост заявок на перевозки внутри страны. В годовом выражении количество заявок на перевозку грузов увеличилось приблизительно в полтора раза, причем рост наблюдался во всех регионах страны.

Во многом это следствие глобальных процессов в российской экономике. В условиях санкций и ухода западных компаний процесс импортозамещения ускорился, многие компании переориентируются на внутренний рынок.

Также оценивая ситуацию на рынке, мы учитываем и еще один важный момент, связанный со спецификой самой Биржи. В России сейчас массово перестраиваются не только производственные, но и логистические цепочки. В таких случаях мы на Бирже всегда наблюдаем взрывной рост заявок на автомобильные грузоперевозки. Отчасти это связано с тем, что компании начинают сталкиваться с ситуациями, когда перевозчики, с которыми они привыкли работать, по тем или иным причинам не могут взяться за исполнение заказов. Также многие грузоотправители выходят на новые рынки и новые направления, и поэтому не могут ограничиться работой с привычными перевозчиками. Все это приводит к росту размещения количества заявок на логистических онлайн-платформах.

Одновременно с этим, сегодня вновь складывается непростая ситуация с исполнителями. В частности, она связана с нехваткой водителей грузовиков на дальних направлениях и дефицитом магистральных тягачей в связи с устареванием автопарка и отсутствием западной техники. И если вопрос с обновлением автопарков еще можно решить с помощью поставок из Китая, то проблема с отсутствием дальнобойщиков сегодня снова выходит на первый план.

По оценкам некоторых наших коллег, стране на данный момент не хватает 60 тыс. водителей грузовиков. Восполнить подобный дефицит быстро практически невозможно – эта профессия требует определенного периода на обучение и стажировку.


К тому же непросто найти и желающих: в стране – общий кадровый голод, а профессия дальнобойщика требует кардинальной смены образа жизни. Далеко не каждый готов провести почти всю жизнь вне дома.

Также на престиж профессии дальнобойщика влияют новости о появлении беспилотных грузовиков. В будущем такие машины, возможно, смогут кардинально решить проблему с кадрами, но в данный момент все наоборот. Беспилотных грузовиков единицы, а тысячи людей опасаются выбирать профессию водителя из-за того, что через несколько лет она может оказаться невостребованной. Хотя, по нашим оценкам, в реальности автономные грузовики начнут вытеснять людей не раньше следующего десятилетия. И в последние годы дефицит дальнобойщиков только усугубляется.


Соответственно, нарушение баланса между спросом и предложением приводит к росту цен на внутренние перевозки. Для их мониторинга мы используем специальный инструмент – «Индекс ATI.SU FTL РФ», учитывающий данные Биржи в целом по России и отдельно для 100 самых популярных направлений в стране. К середине августа ставки грузоперевозчиков в среднем выросли на 41% год к году и на 19% – за последние три месяца. И с учетом нынешних условий мы предполагаем, что тренд на повышение ставок будет сохраняться.


В сфере международных перевозок в рамках «Биржи ATI.SU» мы наблюдаем не такую однозначную ситуацию. В первом полугодии 2023 года количество заявок на перевозки из стран Евросоюза резко снизилось, зато такие страны, как Беларусь, Монголия, Китай, Казахстан, Кыргызстан с лихвой компенсировали это снижение. Свою роль здесь сыграло и то, что многие европейские грузы, например, из-за перецепки в Беларуси превратились в «белорусские». В среднем же в годовом выражении рост количества заявок на «Бирже ATI.SU» составил 30%.

В отношении экспорта история практически такая же: резкое снижение на всех европейских направлениях и рост на азиатских (лидеры – Китай, Турция, Узбекистан, Казахстан). Количество заявок на перевозки из России в другие страны, по данным «Биржи ATI.SU», остался приблизительно на прошлогоднем уровне.

Это, кстати, соответствует общей динамике внешнеторгового оборота: импорт постепенно восстанавливается, а экспорт не растет. В результате, в отличие от внутренних рейсов, ставки транспортных компаний на международные перевозки за последний год практически не выросли.