← Дороги, инфраструктура

Федеральные трассы, мосты и развязки: дорожные итоги 2023 года

© Щеголева Ольга / Фотобанк Лори

Портал «ДорИнфо» по традиции подготовил ТОП-10 дорожных объектов прошедшего года.

Уходящий 2023 год для дорожной отрасли отметился несколькими важными событиями – закреплением на законодательном уровне понятия «опорная сеть дорог», запуском казначейских кредитов, интеграцией дорожной сети новых регионов РФ, акцентированием внимания на профильном образовании и целым рядом дорожно-мостовых объектов. За этот год построили и реконструировали более 320 км федеральных трасс, уложили более 180 млн кв. метров дорожного покрытия на региональных и местных дорогах, завершили интеграцию трасс в новых субъектах в федеральную сеть страны и обновили порядка 1,8 тыс. км покрытия на этих территориях. По традиции портал «ДорИнфо» подготовил ТОП-10 дорожных объектов уходящего года, имеющих большое значение для регионов и всей России.

Трасса М-12 «Восток» от Москвы до Казани

В 2023 году открыли движение транспорта по всей трассе М-12 «Восток» от Москвы до Казани – это около 810 км. В сентябре был запущен в работу весь участок от Москвы до Арзамаса, в ноябре – участок от города Шумерля до пересечения с дорогой Р-241 «Казань – Буинск – Ульяновск», а в декабре – по оставшимся участкам в Нижегородской области, Чувашии и Татарстане. Магистраль М-12 – крупнейший дорожно-транспортный объект страны, реализованный в сжатые сроки. На трассе построено 323 искусственных сооружения общей диной почти 25 км. Только мостов построено 88, в их числе – три уникальных мостовых объекта: вантовый через реку Ока около Мурома, монолитный через реку Сура, который связывает берега Чувашии и Нижегородской области, а также 3-километровый мост через реку Волга в Татарстане.

Магистраль построена по современным стандартам, оборудована освещением, встречные потоки разделены, вдоль автодороги обустроены многофункциональные зоны сервиса, а взимание платы организовано с помощью безбарьерной системы «Свободный поток».

Трасса М-12 обеспечивает скоростное автосообщение между Москвой и Казанью (добраться можно за 6,5 часов), повышает безопасность движения, улучшает экологию населенных пунктов ЦФО и Поволжья. Кроме того, магистраль повысит инвестиционную привлекательность регионов, через которые проходит и к которым тяготеет, будет способствовать созданию рабочих мест, строительству жилья, открытию и развитию компаний в промышленности, в сельском хозяйстве, в логистике и в сфере услуг. Всего в зоне тяготения к автодороге проживает около 50 млн человек.

Далее трасса будет продлена до Екатеринбурга и Тюмени, и общая протяженность федеральной трассы М-12 «Восток» (Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень) составит 1980 км. Она станет одним из основных участков международного транспортного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока длиной около 12 тыс. км.

Расширение трассы Р-217 «Кавказ» в Дагестане в составе коридора «Север – Юг»

В 2023 году в Республике Дагестан завершились масштабные работы с расширением проезжей части до четырех полос сразу на нескольких участках федеральной дороги Р-217 «Кавказ». Так, в июне после капитального ремонта ввели расширенный участок трассы с 776-го по 786-й км длиной около 10 км вблизи Учкента. В июле завершился капремонт на участке с 735-го по 738-й км под Хасавюртом. В октябре после капремонта открыли 5-километровый участок трассы с 742-го по 747-й км Эндирей - съезд в Старый Бавгутай, два участка автодороги с 786-го по 792-й км и с 871-го по 873-й км вблизи Махачкалы и Избербаша, а в ноябре – участок с 905-го по 916-й км.

Все участки трассы в ходе работ расширили до четырех полос движения, встречные потоки разделили. Также на объектах устроили освещение, знаки, водопропускные трубы, остановки и проч. Проведенные работы в разы повышают пропускную способность дороги, сокращают сроки доставки грузов, увеличивают безопасность дорожного движения, положительно сказываются на экологии, экономике и развитии туристического потенциала Дагестана, поскольку по дороге полегает маршрут к Каспийскому побережью, древнейшему городу Дербенту и другим достопримечательностям республики.

Работы на дороге продолжаются. Развитие трассы Р-217 «Кавказ» связано с модернизацией международного транспортного коридора «Север – Юг», непосредственными участниками которого являются страны Каспийского региона – Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия и Иран, но бенефициарами проекта является более широкий круг стран – это страны Персидского залива, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Пакистан и др. Коридор становится важнейшим транспортно-логистическим узлом для России.

Высокогорский мост через Енисей в Красноярском крае

В конце лета 2023 года на севере Красноярского края открыли новый мост через реку Енисей в районе поселка Высокогорский. Переправу построили в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» и комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Длина мостового перехода составляет 1,2 км, а вместе с подходами – более 2 км. Вес всех пролетных строений превышает 8 тыс. тонн. Для движения транспорта на мосту обострены две полосы, расчетная скорость проезда составляет 80 км/ч.

Новый мост обеспечивает устойчивую круглогодичную транспортную связь между центральными районами Красноярского края и Северо-Енисейским районом – одним из крупнейших в России центром золотодобывающей промышленности. Переход заменил сезонные переправы – зимнюю ледовую и летнюю паромную, таким образом обеспечивая коммерческую непрерывность грузоперевозок весь год.

Дальний западный обход Краснодара и обход Ростова-на-Дону на трассе М-4 «Дон»

В середине июня на юге России открыли для движения транспорта новый участок федеральной трассы М-4 «Дон» – Дальний западный обход Краснодара (ДЗОК). Протяженность платного обхода составляет порядка 51 км, на нем построили 24 искусственных сооружения – мосты, путепроводы, развязки. Четырехполосная дорога построена на территории Краснодара, Динского, Красносельского, Нововеличковского, Новотитаровского, Пластуновского сельских поселений Динского района, а также Марьянского сельского поселения Красноармейского района Кубани. Обход соединяет федеральные трассы М-4 и А-289 «Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – а/д А-290 «Новороссийск – Керчь».

Объект ввели в эксплуатацию на полгода раньше срока. ДЗОК выводит транзитный трафик из населенных пунктов, улучшает экологическую ситуацию, а также увеличивает пропускную способность дальних подходов к Крымскому мосту и сокращает время в пути к Черноморскому побережью. Новый участок трассы положительно влияет на развитие автотуризма и на транспортное сообщение всего юга страны.

Также в середине июня 2023 года в Ростовской области дали старт движению транспорта по новому участку трассы М-4 «Дон» в обход Аксая. Строительство обхода Аксая было поделено на пять этапов, общая длина объекта – 67 км. Первый этап – подготовительный, еще три этапа – реконструкция существующих участков магистрали, которые открывали для движения поэтапно. Пятый финальный этап – самый масштабный, он предусматривал новое строительство многополосной дороги с восточной стороны от Аксая и хутора Большой лог с 1038-го по 1072-й км длиной порядка 35 км – его и открыли минувшим летом. Здесь возведены искусственные сооружения суммарной длиной около 5 км – это мосты через реки Черкасская, Аксай, восемь путепроводов, в том числе над железной дорогой. Наиболее крупный переход – мост через реку Дон протяженностью около 1,9 км.

По сути обход Аксая является полноценным объездом Ростова-на-Дону. В результате открытия нового участка повышаются пропускная способность трассы и безопасность движения, увеличен комфорт поездок на юг страны, к курортам побережья Черного моря, сокращается время в пути, облегчается проезд транзитному транспорту. Кроме того, обход Аксая станет частью Ростовского транспортного кольца (РТК). Обход строили ускоренными темпами и открыли на 18 месяцев раньше срока.

Новый мост через реку Зея в Благовещенске

В середине декабря уходящего года в Благовещенске Амурской области открыли движение транспорта по долгожданному мосту через реку Зея – дублеру существующего Зейского моста. Это один из крупнейших инфраструктурных объектов в Приамурье за последние десятилетия. Протяженность всего мостового перехода с подходами составляет более 10 км, в том числе длина самого моста – 2 км. Переправа установлена на 26 опор и имеет вантовую систему, подходы на правом и левом берегах и две развязки. На примыкании к федеральной трассе Р-297 «Амур» построена развязка в двух уровнях с двумя правоповоротными съездами и путепроводом. Еще одна одноуровневая развязка расположена на пересечении с региональной дорогой «Владимировка – Заречный». Пропускная способность сооружения – 14 тыс. автомобилей в сутки

Существующий мост давно нуждался в капитальном ремонте, но из-за того, что он являлся единственным путем между Благовещенском и районами Амурской области, закрыть его было невозможно. Теперь транспортные нагрузки распределены – оба моста через Зею открыты параллельно. Старый мост продолжит работать в прежнем режиме, по новому мосту организовано движение автомобилей массой до 3,5 тонн и пассажирского транспорта.

Трасса Р-21 «Кола» под Мурманском

В Мурманской области в середине ноября торжественно открыли после масштабной реконструкции участок подъезда к Североморску в составе федеральной трассы Р-21 «Кола» с 14-го по 19-й км. Проектом было предусмотрено строительство части дороги вдоль восточной границы промзоны Мурманска по новому направлению – это потребовало проведения серьезных буровзрывных работ. В целом по итогам реконструкции участок трассы переведен в четырехполосное исполнение, на нем устроили освещение, ограждение, водоотвод и тротуары. Также на объекте сделали 13 съездов и примыканий к промышленным зонам, складским помещениям и горнолыжному курорту «Южный склон» в Ленинском районе.

Реконструированный участок позволил завершить формирование транспортного полукольца вокруг Мурманска. Это обеспечивает связь промзоны с дорогами города, региона и всего Северо-Запада. Кроме того, работы позволили повысить пропускную способность участка в условиях постоянно растущей интенсивности движения в связи с развитием Мурманского транспортного узла и арктических территорий.

Реконструкция трассы Р-239 в Татарстане со строительством обхода села Сокуры

В декабре уходящего года в Республике Татарстан началась масштабная реконструкция участка федеральной трассы Р-239 «Казань – Оренбург» с 20-го по 43-й км со строительством обхода села Сокуры. В рамках работ категорию участка автодороги повысят со II до IБ. На объекте возведут два моста, шесть путепроводов, четыре разноуровневые развязки, два транспортных съезда, проезд для сельскохозяйственной техники и шесть надземных пешеходных переходов. Транспортные развязки на 27-м и 41-м км трассы позволят комфортно проехать к населенным пунктам Кирби и Лаишево, а развязки на 29-м и 24-м км станут выходом с основного хода дороги на обход села Сокуры. Рядом с населенными пунктами Тургай и Каипы построят два разворотных съезда на разных уровнях, а также возведут и реконструируют мосты через реки Меша и Каипка. Через суходол на 22-м км трассы построят транспортный переезд. Автомобильные потоки разделят ограждением, на всем протяжении участка устроят линии электроосвещения, также на объекте смонтируют 9 км шумозащитных экранов, 12 остановок и др. Одной из главных задач реализации проекта является строительство обхода села Сокуры протяженностью 6 км.

Участок трассы проходит недалеко от Казани и казанского аэропорта. Реконструкция со строительством обхода увеличит пропускную способность дороги, а также повысят безопасность автомобилистов, пешеходов и комфорт поездок. Завершить все работы на объекте планируют в октябре 2027 года.

Мост Победы в Ленобласти

В Ленинградской области в Подпорожье в середине октября 2023 года открыли для движения новый автомобильный мост через реку Свирь, который получил название «Мост Победы». Масштабную переправу возвели в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на три года раньше запланированного срока, работы на объекте шли с 2020 года. Длина моста составляет 727 метров, ширина проезжей части – 7,5 метра, протяженность подъездных путей – почти 2 км. Одна из особенностей мостового перехода – высокие 30-метровые опоры, благодаря которым сооружение не нужно разводить для прохода судов любого типа по Свири.

С открытием моста две части города соединены надежной транспортной связью. Кроме того, благодаря новому мостовому переходу меняется логистика перемещения грузов на востоке Ленобласти. Пропускная способность сооружения – около 8 тыс. машин в сутки.

Масштабная развязка двух федеральных трасс на Кубани

В конце ноября уходящего года в поселке Верхнебаканский Краснодарского края началось строительство транспортной развязки в месте слияния двух федеральных трасс: А-146 «Краснодар – Верхнебаканский» и А-290 «Новороссийск – Керчь». Внешне развязка будет представлять собой пересечения в разных уровнях, в том числе с Большим Новороссийским ж/д тоннелем. Помимо трех основных направлений в Краснодар, Анапу и Новороссийск развязка будет иметь шесть съездов общей длиной более 1,7 км. Также проект строительства предусматривает возведение двух путепроводов, десяти водопропускных труб и 1,5 км удерживающих сооружений.

Перед стройкой уделили внимание экологии, археологическим мероприятиям и разминированию – в рамках первого направления пересажены тысячи редких и особо ценных деревьев, кустарников, в рамках второго – развернулись раскопки, во время которых были обнаружены ценные артефакты, в рамках третьего – разминировали 164 тыс. кв. метров территории.

Новая развязка на въезде в Верхнебаканский со стороны Новороссийска станет частью большого проекта по строительству скоростных подходов на дальних подступах к Крымскому мосту наравне с Северным обходом Анапы. Объект также решит задачу по повышению безопасности движения и значительно увеличит пропускную способность трассы А-290 с южной стороны поселка. Завершить строительство планируют в конце 2026 года.

Почти 30 км трассы А-370 «Уссури» реконструированы в Приморье

В декабре 2023 года в Приморском крае завершили реконструкцию участка федеральной автомобильной дороги А-370 «Уссури» (Хабаровск – Владивосток) в районе Дальнереченска протяженностью почти 30 км. Работы с 305-го по 335-й км велись с 2020 года.

Трасса А-370 «Уссури» является самой загруженной на Дальнем Востоке: к ней тяготеют практически все административные районы юга и юго-запада Приморского и Хабаровского краев. В рамках реконструкции участка в районе Дальнереченска специалисты привели профиль земляного полотна к нормативным требованиям, уложили новый асфальт, построили семь мостов общей длиной более 330 метров и 48 водопропускных труб. Порядка 2,5 км построено по новому направлению – в обход села Знаменка, что выводит транзитный транспорт из населенного пункта и повышает безопасность движения. В рамках реализации проекта на участке также смонтировали около 25 км металлического барьерного ограждения и 2,5 км пешеходных дорожек, устроили новые остановки, на отрезке через село Совхоз Пожарский установили почти 2 км линий электроосвещения и более 330 метров шумозащитных экранов. Работы выполнены с опережением графика на целый год.