← Автомобильные грузоперевозки

Весогабаритный контроль на дорогах Приморья «работает» уже два месяца, но пока нет ни штрафов, ни разрешений

© Ekaterina M / Фотобанк Лори

Два месяца назад, после долгих отсрочек, в Приморье должны были заработать пять комплексов весогабаритного контроля грузовиков. Перевозчики с ужасом ждали штрафов и предсказывали транспортный коллапс и подорожание грузоперевозок и товаров. Однако пока последствий не видно.

Более того, перевозчики подозревают, что рамки просто до сих пор не работают. А также жалуются на невозможность получить спецразрешения, которые необходимы для легального проезда под автоматическими комплексами. При этом в минтрансе края комментировать происходящее просто отказались.

Приказом министра транспорта и дорожного хозяйства Приморья Алексея Игнатенко с 16 декабря 2023 года тестовый режим должен был быть отменён на пяти из восьми комплексах весогабаритного контроля (АПВГК), имеющихся на краевых дорогах. В полноценном режиме работы должны были заработать комплексы на аэропортовской трассе, в районе Бамбурово, Новой Москвы, по пути в Находку (возле Душкино) и в Яковлевском районе. Это значит, что грузовики с превышением массы или габарита, не получившие спецразрешение, проезжая по этим дорогам, автоматически получат штраф. А сверх меры тяжёлых грузовиков в регионе, где уже много лет падают мосты один за другим, очень много, и это особо не скрывалось.

Это событие, которое должно было перевернуть сферу логистики и торговли края, переносилось не раз, начиная с 2022 года. Перенос Минтранс связывал с различными техническими вопросами и необходимостью проверить систему. Удался ли запуск на этот раз?

Среди перевозчиков разная информация. Директор одной компании в разговоре с корреспондентом Новостей VL.ru сказал, что таких прецедентов у них не было. Глава другой компании слышал, что была проблема с выставлением штрафов, но сейчас они уже вроде начали приходить нарушителям. Но подчеркнул, что эта информация непроверенная.

Как отмечает руководитель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Пётр Куприянов, по той информации, которой он владеет, никто из перевозчиков региона ещё не получал штрафы от АПВГК на территории края.

Однако перспектива их запуска остаётся для представителей индустрии крайне волнительной темой. И дело вовсе не в том, что перевозчики не готовы тратить дополнительные средства на получение спецразрешения. Его, заявляет Пётр Куприянов, попросту невозможно получить.

«Получить спецразрешение на проезд по дорогам Приморского края проблематично уже долгие годы. Мы дошли даже до Арбитражного суда Дальневосточного округа, который признал отказ Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края [ныне министерство. – Прим. ред.] в выдаче спецразрешения несостоятельным. Наша организация неоднократно принимала участие в судебных разбирательствах, и мы неоднократно доказывали свою правоту и незаконность действий минтранса Приморья», – говорит Пётр Куприянов.

Приморский тупик

Сегодня выдача спецразрешений находится в ведении федеральной структуры ФКУ «Росдормониторинг». Но и здесь получить спецразрешения на проезд по дорогам Приморья, по словам перевозчиков, не удаётся.

«Как нам сообщили в Росдормониторинге в 2023 году, они не могут осуществлять выдачу спецразрешений в связи с тем, что минтранс Приморья не подал необходимые сведения о дорогах региона. Если сведения по Хабаровскому краю есть, и разрешения мы получаем, то Приморье не согласовывают. У нас были судебные прецеденты, связанные с доставкой из Челябинска. Всю Россию прошли, а в Приморский край, во Владивосток въехать не могут», – говорит Пётр Куприянов.

Собеседник разъясняет, что для проезда по федеральным трассам требуется одно разрешение, и с его получением перевозчики не испытывают проблем. Трудность во многом заключается в том, что федеральная трасса, ведущая во Владивосток, заканчивается в районе остановки «Красные Казармы» в посёлке Угловое, то есть ещё в Артёме. Далее идёт региональная дорога, получить согласованное разрешение на проезд по которой большегрузы, по словам Петра, и не могут.

Примечательно, что минтранс Приморья ранее сообщал о 2524 маршрутах движения крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств в октябре 2022 года. Кем были выданы эти разрешения?

Минтранс Приморского края так и не смог ответить редакции на вопрос, вышли ли пункты весогабаритного контроля из тестового режима и в чём заключается проблема с выдачей разрешений. Спустя два месяца после перевода АПВГК в якобы рабочий режим ведомство не опубликовало ни одной новости, никакой статистики. А по поводу разрешений предложили обращаться в Росдормониторинг. Запрос в это ведомство тоже остался без ответа.

Мнимая защита

Перевозчики отмечают, что ещё в декабре 2018 года глава региона Олег Кожемяко дал региональному минтрансу вполне конкретное поручение: выработать комплекс мер по поддержке автоперевозчиков Приморья. «Мы сейчас оказались неконкурентоспособны из-за своей чиновничьей неповоротливости. Если нужно принимать законы - давайте принимать законы. Если нужно понижение налога на транспортные средства – мы это тоже можем сделать», – сказал губернатор.

Однако автоперевозчики Приморья не отмечают каких-либо положительных изменений в сфере своей деятельности. Напротив, перспектива запуска АПВГК может стать причиной настоящего коллапса в сфере перевозок и торговли. Помимо ожидаемого повышения стоимости товаров, может возникнуть и их дефицит, считает Пётр Куприянов.

«Обычно спецразрешение запрашивает перевозчик, так как транспортировка груза осуществляется его спецсредством, а счёт за получение спецразрешения перевыставляется заказчику. Некоторые заказчики в таких случаях говорят, что сумма слишком большая, и предлагают самостоятельно «урегулировать эти вопросы по трассе». Но сейчас все рамки будут автоматические.

Все в ужасе по поводу того, когда эти системы запустят и как это будет. Непонятно. Перевозчики просто не будут осуществлять некоторые рейсы, и возникнет определённый дефицит того или иного товара. Посудите сами: заявка стоит, к примеру, 40 тысяч рублей, а минимальный штраф составляет 150 тысяч рублей. Кто поедет?» – спрашивает глава профсоюза.

При всей кажущейся безвыходности сложившейся ситуации с комплексами весогабаритного контроля в Приморье именно на автотранспортной доставке держится вся логистика в регионе, уверен глава профсоюза.

«Практически весь товар в магазины привозится большегрузами. Мало к каким магазинам, складам или логистическим центрам подходит железная дорога. В основном перевозки осуществляются автотранспортом. Без нас никуда. Мы – связывающее звено между железной дорогой, морем и аэропортом», – подытоживает Пётр Куприянов.

Догоняющий регион

Однако некоторые водители, не дожидаясь штрафов, уже начали осваивать запасные варианты. Например, объезжать участки дорог, где стоят рамки. Например, контроль на аэропортовской трассе можно объехать через Артём – на рост транзита грузовиков уже жалуются жители улиц Вахрушева и Щорса. Есть и другие способы обмануть систему – вплоть до завешивания номеров перед проездом камеры.

Отметим, что комплексы весогабаритного контроля устанавливала компания «Цифровое Приморье» в рамках единой концессии. Той самой, благодаря которой парковка в центре Владивостока стала платной. Но в компании не раз подчёркивали, что комплексы давно в рабочем состоянии и готовы штрафовать нарушителей. И корили минтранс за затягивание и процесса, пока по приморским дорогам катаются грузовики по 100 тонн, с двукратными перегрузками.

В ЦП отмечают, что измерительные системы пунктов АПВГК имеют допустимые погрешности, которые всегда вычитаются в пользу перевозчика. Для нагрузки на оси она составляет 10%, для общей массы – 5%. Существует нештрафуемый порог: если итоговая масса т/с за вычетом погрешности превышает установленную законом не более чем на 10%, то штраф не выписывается. Аналогично и по габаритам: в случае превышения на 10 см – штраф. Штрафы же за нарушение правил весогабарита идут в краевой бюджет, в том числе в дорожный фонд на ремонт дорог.

По данным ЦП, после внедрения пунктов весогабаритного контроля в регионах страны количество нарушений снижается как минимум на 30%, продлевается жизненный цикл автомобильных дорог. К 2024 году автоматическими пунктами весогабаритного контроля планировалось оборудовать 75 регионов России. По всей стране работают уже более 350 пунктов АВГК. А Приморье всё ещё в догоняющих.