Трудности с кадрами актуальны в целом для отрасли – дефицит наблюдается и в России, и в Европе. Чем это обернется? И есть ли вариант решения проблемы? Представитель сферы грузоперевозок дала ответы на вопросы.
Белорусские компании, занимающиеся грузоперевозками, столкнулись с большим дефицитом водителей. На сегодня на портале службы занятости размещено около 9 тыс. вакансий для обладателей прав разных категорий.
Что касается именно грузоперевозок, то острый дефицит кадров коснулся не только именно водителей, но и практически всех категорий сотрудников – логистических операторов, грузчиков, курьеров, экспедиторов, кладовщиков.
Проблемы не только в Беларуси
Трудности с кадрами актуальны в целом для отрасли – дефицит наблюдается и в России, и в Европе. Причем количество случаев, когда белорусские водители уезжают на работу в Польшу и Литву, растет с 2020 года.
В 2022 году, по данным портала serwisy.gazetaprawna.pl, всего в Польше белорусам выдали 36 649 свидетельств водителя. В 2023 зафиксированы такие цифры: 18% водителей Польши – белорусы. Похожая ситуация и в Литве.
Чем грозит дефицит кадров в грузоперевозках?
О том, чем чреват кадровый голод в сфере грузоперевозок и как минимизировать издержки в сложившихся условиях, рассказала директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
По ее словам, снижение рентабельности, нехватку водителей, грузчиков, логистов и другого персонала в 2024 году смело можно назвать основными вызовами для сферы логистики и автомобильных грузоперевозок. Ситуация усугубляется еще и тем, что в 2022–2023 годах оказались разорваны многие экономические связи и бизнесу пришлось спешно перестраивать цепочки поставок.
"Компании вынуждены закрывать одни маршруты, выстраивать другие и, как следствие, постоянно искать новых исполнителей. Работать с определенным кругом проверенных перевозчиков, как это обычно происходит в стабильные времена, возможности нет… Вместе с этим и для транспортных компаний, и для грузоотправителей остро встает вопрос поиска новых способов сокращения издержек, потому что они в условиях резких изменений постоянно растут", – говорит Татьяна Солдатенко.
Повышать цены некуда
По мнению эксперта, Беларусь во многом пошла по примеру Польши и Литвы и частично закрыла вопросы с нехваткой кадров с помощью трудовых мигрантов. Так, летом прошлого года вступило в силу постановление Минтруда, инициированное БАМАП. Оно предусматривает ряд упрощений в отношении трудоустройства иностранных граждан: теперь на работу водителями могут привлекаться иностранцы без специального разрешения на право занятием трудовой деятельностью в Беларуси.
При этом Татьяна Солдатенко отмечает, что не нужно ждать решения проблемы в сфере только таким методом. Опять же – в стране дефицит кадров по всем категориям работников отрасли, а не только водителей.
По законам рынка, в условиях недостатка предложения следует ожидать повышения цен. Но здесь есть предел. Ставки на белорусском рынке, по данным "Биржи грузоперевозок ATI.SU" за 2023-й, и так выросли: в импортных перевозках – на 10–15%, в экспортных – на 22%.
"Если проблемы с перестройкой логистических цепочек в целом удалось решить достаточно эффективно, то дефицит кадров обещает быть затяжным. Для того, чтобы не уйти в минус, компаниям уже сейчас приходится пересматривать модель расходов и совершенствовать свои бизнес-процессы. Сделать это можно за счет оптимизации и цифровой трансформации в компаниях", – считает Татьяна Солдатенко.
Что дальше делать?
Беспилотные грузовики уже проходят испытания, но до их массового применения еще слишком далеко. Поэтому решить проблему нехватки дальнобойщиков за счет роботов в ближайшем будущем возможным не представляется.
Однако уже сегодня существует ряд цифровых решений, которые помогают автоматизировать существенную часть задач как в транспортных компаниях, так и в компаниях их клиентов. И сейчас самый подходящий момент, чтобы сделать в этом направлении прорывные шаги.
В первую очередь стоит обратить внимание на те инструменты, которые позволят существенно сэкономить рабочее время сотрудников, снизить долю ручного труда и повысить их производительность.
Что перевести в цифру? Всего представитель "Биржи грузоперевозок ATI.SU" выделила четыре направления, которые стоит "оцифровать" в первую очередь.
Электронный документооборот
По данным из практики "Биржи грузоперевозок ATI.SU", после внедрения электронного документооборота сотрудники экономят до 70% времени на работе с документами. Не говоря уже о снижении затрат на канцелярские товары и аренду площадей под хранение бумаг.
Кроме того, внедрение ЭДО – это минимальный риск совершения ошибок из-за человеческого фактора и гарант от просрочек в выплатах из-за неполучения документов в срок.
Тем более стоит озаботиться переходом с печатного документооборота на "цифру" именно сейчас еще и потому, что скоро это станет обязательным условием для всех международных перевозчиков.
Взаимодействие со складами
Дальнобойщики до сих пор стоят в длинных очередях не только на европейских границах, но и на складах и в логистических центрах, приезжая на разгрузку-погрузку одновременно. И эту проблему уже сейчас можно решить с помощью электронной записи.
Так пользователи экономят не только время, но и деньги. Ведь задержки и даже срывы погрузок влекут за собой крупные штрафы за простой техники. Владельцы же логистических центров с помощью этого инструмента могут управлять нагрузкой на складские площади, контролировать пики загрузки и анализировать работу склада.
Ценообразование
Расчет тарифов и оптимальной стоимости услуг занимает существенную долю работы логистов. А в условиях постоянного роста ставок, которые мы наблюдали весь прошлый год, актуальность инструментов, которые автоматически определяют сбалансированную стоимость услуг на популярных направлениях, повышается.
Поиск прибыльных маршрутов
Возможность быстро анализировать рынок, улавливать тенденции и первым получать контракты по самым рентабельным маршрутам – то, что позволяет не только оптимизировать издержки, но и получать хорошую прибыль. Поэтому выиграют те компании, которые смогут автоматизировать сбор аналитики по рынку. Ведь это позволяет принимать решения быстро.
Заключение эксперта
Директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" уверена, что потребность в цифровой трансформации бизнес-процессов диктуется временем.
"Но часто так складывается, что главной сложностью в деле автоматизации и роботизации любой компании является именно внутреннее сопротивление самих работников. Не все рады тому, что придется перестраиваться на новый лад, менять привычный рабочий уклад, а возможно и вовсе попасть под сокращение", – отмечает специалист.
Татьяна Солдатенко подчеркивает, что сейчас как раз тот случай, когда острый дефицит кадров играет на руку цифровизации.
"Автоматизации части задач скорее рады, даже если придется учиться работать по-другому. А подорожавшая рабочая сила дополнительно стимулирует вводить изменения и среди руководителей и владельцев компаний", – считает эксперт.