Константину Закурдаеву выпала удача познакомиться сразу с двумя малотоннажниками Sollers Atlant, которые, как известно, в конце 2022 года запущены в производство на заводе в Алабуге. Один из них поменьше и полегче, другой — побольше, повместительнее, мощнее и тяжелее.
Завод компании «Соллерс» в особой экономической зоне «Алабуга» выпускает три базовых модификации цельнометаллических фургонов Sollers Atlant: с малой колесной базой и габаритной длиной 4900 мм, с большой колесной базой и габаритной длиной 5650 мм и с аналогичной колесной базой, но с увеличенными задним свесом и высотой кузова. Габаритная длина последней из упомянутых модификаций достигает 5990 мм, а объем грузового отделения составляет 12,3 м3. Но о ней мы пока говорить не будем, а поговорим о двух других Sollers Atlant, опробованных мною во время многодневного теста, в ходе которого на каждом получилось намотать по несколько сотен километров. Речь идет о наиболее универсальной, средней по габаритам 3,5‑тонной модификации с 9,7‑кубовым грузовым отделением и о короткобазной модификации с грузовым отделением вместимостью 7,5 кубов. Вторая из них за счет прописанной в ПТС полной массы в 2,5 тонны может без ограничений передвигаться в пределах центральных районов Москвы и ряда других крупных городов, чем интересна в первую очередь для всевозможных служб доставки.
По устройству кузова и компоновке салона обе модификации очень близки. В грузовое отделение ведет сдвижная дверь — она сделана сбоку справа, а также задняя распашная, двухстворчатая, обе створки которой фиксируются на 90 градусов. Но если снять скобу на механизме поворота, эти створки можно распахнуть и на 180 градусов, чтобы вплотную подъехать к месту разгрузки. Грузовое отделение — с освещением, отделкой пола, стен и потолка. В полу первым побывавшего в моих руках 3,5‑тонного Sollers Atlant не было такелажных петель, но у короткобазной версии, которую включили в пресс-парк компании позже, они уже появились. И правильно: Atlant — машина динамичная, и груз требуется крепить надежно!
У протестированного мною Sollers Atlant полной массой 3,5 тонны длина грузового отсека составляет 3250 мм, что позволяет разместить в нем четыре стандартных палеты. Интересно, что у Ford Transit, который прежде выпускался на том же заводе «Соллерс» в Алабуге, в близкой по габаритам версии грузовместимость была на 0,4 куба меньше. Короткобазный Sollers Atlant со стороны выглядит эдаким коротышом, но если распахнуть задние двери, то объем его грузового отделения не покажется таким уж маленьким. Его длина 2400 мм, что позволяет загрузить три стандартных палеты. Другое дело, что на них везти? Ведь грузоподъемность у 2,5‑тонной модификации совсем небольшая, порядка 350 кг. Но не будем забывать, что существует и 3,5‑тонная версия короткобазника, которая способна перевозить на целуют тонну больше.
Кабина Sollers Atlant вызывает противоречивые впечатления. С одной стороны, у нее есть весомые плюсы. Например, реально просторный салон, удобный педальный узел, полноразмерное, а значит, не тесное для двух пассажиров правое сиденье и расположение рычага коробки передач на приливе центральной консоли — это позволяет свободно переходить от двери до двери, что очень ценят водители развозных фургонов. Понравился мультифункциональный руль, не снимая рук с которого, можно управлять магнитолой, круиз-контролем и выводом данных на расположенный по центру приборного щитка экранчик бортового компьютера. Сверху, по центру передней панели, сделана небольшая квадратная ниша, видимо, чтобы класть туда телефон — недалеко от нее как раз есть гнездо USB-зарядки. Выглядит эта ниша немного странновато, но зато у нее гладкая поверхность, позволяющая надежно установить держатель смартфона на присоске — напомню, теперь их запрещено крепить к ветровому стеклу.
В рамках реализуемой программы импортозамещения Sollers Atlant, интерьер его кабины наверняка подвергнут модернизации. Поэтому тем, кому предстоит этим заниматься, со своей стороны кое-что хочу предложить. У сиденья водителя есть правый откидной подлокотник, но очень не хватает левого: тот, что на двери, слишком далеко. Нужны подстаканники, поскольку поставить стаканчик с кофе или минералкой совершенно некуда, как минимум еще один USB-порт и крючки для одежды. Также необходима ручка над правой дверью, чтобы пассажир мог держаться при прохождении поворотов. Желательно упростить алгоритм переключения режимов работы стеклоочистителей, частота которых сейчас регулируется одновременно рычажком и колесиком. Одного единственного бардачка для вещей явно недостаточно, а небольшие ниши в приборной панели непрактичны и непонятно для чего предназначены. У боковых зеркал заднего вида их нижняя узкая секция вместо того, чтобы показывать прячущиеся в «слепых» зонах автомобили, смотрит в землю. И было бы неплохо внедрить механизм регулировки рулевой колонки хотя бы по высоте.
Впрочем, должен признать: хотя руль не регулируется никак, а у водительского сиденья — минимум настроек, тем не менее, я при своем среднем росте вполне удобно устроился на месте водителя и особого дискомфорта во время поездок не испытывал. Вообще, в движении Sollers Atlant показал себя весьма неплохо! У малотоннажника очень энергоемкая подвеска. Здоровенные выбоины и ямы в асфальте он проходит не замечая: подвеска успешно проглатывает любые удары. Сзади она рессорная, спереди — независимая рычажно-пружинная, помимо хорошей плавности хода обеспечивающая очень приличные управляемость и курсовую устойчивость. Рулить этим автомобилем не напрягает даже на высокой скорости! Это касается как 3,5‑тонной, так и короткобазной 2,5‑тонной модификаций. Sollers Atlant не гуляет по полосе и должным образом отзывается на повороты руля. И это очень важно для тех, кому предстоит проводить за его баранкой по восемь-десять часов.
Говоря о ходовой части, обратим внимание еще на один нюанс: у обеих модификаций, побывавших в моих руках, задние ведущие колеса сделаны односкатными. Для 2,5‑тонной машины это нормально. Что же касается модификации полной массой 3,5 тонны, то есть немало сторонников двухскатной задней ошиновки таких малотоннажников со своими аргументами в ее пользу. Но, с другой стороны, у нас по стране уже много лет бегают многочисленные Boxer, Jumper, Sprinter и другие 3,5‑тонные фургоны со всеми односкатными колесами, и никаких проблем! А в плюсах: комплект из четырех зимних шин обойдется куда дешевле, чем из шести, как дешевле обойдется и межсезонная переобувка. Так что я — за такое решение. Впрочем, цельнометаллический фургон Sollers Atlant предлагают и с двухскатными задними колесами — это самая тяжелая его модификация полной массой 4,2 тонны.
Теперь несколько слов о силовом агрегате. Точнее, о двух разных силовых агрегатах, которыми были оснащены взятые мною на тест малотоннажники. Под капот Sollers Atlant с длинной колесной базой и полной массой 3,5 тонны ставят 4‑цилиндровый дизель рабочим объемом 2,7 л и мощностью 150 л. с. Обратим внимание: этот двигатель достигает экологического класса Евро-5 за счет применения AdBlue. Но расход реагента невелик, доливать соответствующий бачок нужно редко. Этот дизель наделяет малотоннажник хорошими тяговыми и динамическими показателями. Но он шумноват, и это в полной мере ощущается в кабине. Так что если «Соллерс» возьмется за модернизацию грузовичка, неплохо бы усилить ему шумоизоляцию моторного отсека. А вот в кабине короткобазного малотоннажника двигателя почти не слышно. Он здесь сам по себе тише, потому что другой: тоже дизель, тоже рядный и тоже 4‑цилиндровый, но его рабочий объем 1,9 л и мощность поменьше, 136 л. с. Для достижения Евро-5 в его конструкции используют систему EGR, то есть систему дожигания отработавших газов: технически она сложнее, но зато не требует применения AdBlue.
В паре с обоими двигателями устанавливают 6‑ступенчатую механическую коробку передач. Это вполне достойный агрегат с четким и легким переключением ступеней. Пятая передача у него прямая, а шестая — повышающая, что обеспечивает хорошую динамику и экономичность на трассе. К примеру, и на порожнем, и на груженом 2,5‑тонном Sollers Atlant я спокойно держался в самом быстром левом ряду многополосного шоссе, уверенно обходя как грузовики, так и легковушки. У двигателей обеих модификаций малотоннажника ощущается хороший запас мощности.
Насколько Sollers Atlant экономичен? На среднеразмерном 3,5‑тонном фургоне между двумя заправками до полного бака я прошел 411 км, треть из них — по городу, остальные — по трассе, и сжег при этом 38 л топлива. Получается, округляя до десятых, средний расход без загрузки составил 9,2 литра на 100 км пути. Очень неплохо! А на короткобазном Sollers Atlant мы с коллегой тем же способом проверяли экономичность отдельно в городе и отдельно на трассе. В порожнем состоянии получилось, соответственно, 9,5 л/100 км и 6,5 л/100 км. Те же данные для загруженного балластом до полной массы, то есть до 2,5 тонн фургончика: в городе — 10,0 л/100 км, на шоссе — 6,9 л/100 км. Вполне достойные показатели!
Что касается безопасности, то у Sollers Atlant в базовой комплектации есть две фронтальные подушки — это плюс. Наличие помимо АБС и системы распределения тормозных усилий еще и системы курсовой устойчивости — тоже плюс. Наличие центрального замка — плюс: машина запирается ключом с кнопками и выкидной бородкой. И, конечно же, штатный задний парктроник с учетом городского использования и частой необходимости движения задним ходом при подъезде к местам загрузки и разгрузки — плюс безусловный. Еще у Sollers Atlant есть ограничитель скорости. Ненавязчивый: находишь нужную позицию в бортовом компьютере, выставляешь предельную скорость, но машина не препятствует ее превышению, а всего лишь предупреждает негромким пикающим сигналом, что, на мой взгляд, предпочтительнее принудительного ограничителя.
Что в итоге? Из ворот завода в Алабуге сегодня выходят очень неплохие по ходовой части, управляемости, тяговитости и грузовместимости малотоннажники. Но с интерьером у Sollers Atlant есть определенная незавершенность. Фургон и сейчас очень даже неплох, особенно если учесть, что на конец января за короткобазную версию вне зависимости от полной массы просили менее 3 млн рублей. Если же в ходе предстоящей локализации кабину удастся хотя бы немного доработать, для своих денег это будет очень достойный коммерческий автомобиль!