Европа закрывает пункты пропуска «по всему периметру», и транзит грузов через Россию и Белоруссию. Польша и Латвия оставили по одному рабочему пункту пропуска, которые работают с российскими автоперевозчиками грузов, а Литва оставила два.
Удивительно, но проектная пропускная способность открытых пунктов пропуска сопоставима с тем количеством транспорта, который проходил через закрытые пункты пропуска.
Тенденция запрета
Финляндия закрыла все пункты пропуска. Пока до середины апреля, об этом Вадим Захаренко, зампред Комитета АЕБ по таможне и транспорту, глава постоянного представительства IRU в Евразии, рассказал на Международной выставке TransRussia. А с 1 февраля закрыт еще один пункт пропуска на эстонском направлении. Наибольший объем груза идет через пункты пропуска Литвы, по данным эксперта – до 80%.
«Поставки грузов из Финляндии не прекратились. Автотранспорт просто изменил направление. Грузовики следуют через пункты пропуска на границе Эстонии», – продолжает он.
Автоперевозчики пересечь границу между Россией и ЕС могут в оставшихся четырех. Подсчитано, пропускная способность оставшихся пунктов позволяет обрабатывать более 4,2 тыс. груженых фур ежесуточно. Но из-за дополнительных пограничных контролей по обе стороны границы эта возможность сокращена как минимум вдвое.
«В итоге имеем ситуацию, когда фактически пересекает границу лишь 25% от того количества транспорта, которое готово было бы ее пересечь», – продолжает эксперт.
Одной из процедур, которая тормозит перевозку, участники рынка весь последний год называют перецепку и перегрузку: груз или перегружают в другой большегрузный автомобиль, или перецепляют фуру. По данным эксперта, в прошлом году в специально отведенных для этого местах в республике Беларусь совершено около 500 тыс. перегрузок и прицепок, итого за сутки – 1,4 тыс. перегрузок и перецепок, продолжает В. Захаренко. Что сопоставимо с показателями 2022 года, отмечает он.
Автоперевозки дорожают
Погранпереходы, которые до сих пор функционируют на границе Эстонии и Латвии, получили дополнительную нагрузку. И некоторые с такой нагрузкой не справляются. Поэтому на погранпереходах растут очереди из груженых и порожних фур. Простои на границе увеличились до четырех дней, отметил эксперт. Каждый день простоя, в зависимости от контракта и условий, обходится перевозчику до 400 евро в день. Издержки растут, развел руками выступающий и добавил, что в конце января Белоруссия установила сбор за въезд в специально установленные места. Россияне теперь дополнительно оплачивают еще 1,4 тыс. руб.
«А в начале года международные автоперевозчики столкнулись с еще одним сюрпризом, связанным с пересечением российско-белорусской границы: водители и транспорт оказались заблокированы либо с одной, либо с другой стороны», – продолжает он.
Эксперт говорит о запрете на пересечение границ союзного государства иностранными водителями. Спустя две недели этот вопрос решился, продолжил В. Захаренко. С его слов, был определен стационарный КПП, через который иностранным водителям разрешено пересекать границу. Но исключение сделали не для всех, а только для водителей из стран СНГ, Ирана, Турции и Китая. Более того, КПП, который работал с иностранными водителями, не включили в список погранпереходов, через которые допускается ввоз санкционной продукции, следующей в транзитном направлении, продолжил В. Захаренко.
«Некоторые перевозчики столкнулись с большими сложностями при перевозке скоропортящейся продукции в зоне таможенного контроля без понимания, как им дальше действовать. Это все не способствует прогнозированию ведения бизнеса автоперевозчика», – заключил эксперт.
Статистка за прошлый год от таможни подтверждает динамику сокращения автотранспортных грузопотоков из России в Евросоюз и обратно. По данным ведомства, поток грузового автотранспорта сократился почти на 25%, добавил В. Захаренко.