← Безопасность и страхование

«Вытащил пулю из шеи и выбросил в окно»: как водитель «КАМАЗа» в 90-е отбил у бандитов груз на миллиард

Фото: музей «КАМАЗа» / chelny-izvest.ru

Бандитский беспредел конца прошлого века привел к тому, что водителям автогиганта разрешили носить газовое травматическое оружие.

В 1990-е годы профессия дальнобойщиков вошла в число самых опасных. На автопоезда совершали разбойные нападения или же требовали плату за проезд по какому-то участку трассы. Водителей грабили, в них стреляли.

– Бандитский беспредел коснулся и дальнобойщиков грузового автотранспортного предприятия «КАМАЗа», – вспоминает в своем блоге директор музея автогиганта Александр Чухонцев.

Известно, что когда из состава Советского Союза вышла Грузия, один из водителей ГАТП, уроженец этой республики, угнал гружёный дорогостоящей аппаратурой КАМАЗ к себе на родину. Все попытки руководства автогиганта и правоохранительных органов тогда вернуть из-за границы автомобиль с ценным грузом не дали положительного результата.

В середине 1990-х годов пошла волна убийств. Так в Челябинске был убит водитель ГАТП и угнан его автомобиль с грузом, на трассах Дальнего Востока товарные автомобили КАМАЗ обстреливали не один раз.

Стоит сказать, напоминает руководитель музея, что Александр Петрович Туинов, директор ГАТП с 1989 по 2007 год, в середине 1990-х добился разрешения на право ношения водителями газового травматического оружия. Потом в «КАМАЗрежимохране» был создан спецотряд, которые стали сопровождать дальнобойщиков на самых опасных уральских направлениях.

А в декабре 1996 года водитель ГАТП Салимзян Мубаракзянович Хайруллин отбился от нападения группы бандитов, уцелел в перестрелке и спас груз и автомобиль. Об истории подробно рассказала журналист «Челнинских известий» Ляля Гайфутдинова.

... 20 декабря 1996 года водитель ГАТП как всегда, без охраны, выехал домой из Ярославля, загрузив «КАМАЗ» продукцией завода топливной аппаратуры, которую ждали на главном конвейере. Через три часа пути он обратил внимание на немигавшую сигнальную лампочку поворота на приборной панели. Остановился возле деревни под Иваново, вышел посмотреть. Впереди, метрах в 40, стоял мужчина. Когда Салимзян, обойдя машину, подошел к кабине, вдруг чья-то рука обхватила его шею, а перед лицом появилось дуло пистолета с глушителем. «Крикнешь — убью», — зло прошипел мужской голос.

Грабителей было четверо, один из них подъехал на «Жигулях» и поставил машину поперек грузовику. Державший Салимзяна сзади попытался свалить его на дорогу, но водитель крепко стоял на ногах. Вырвавшись, он подскочил к кабине и успел открыть ее. Салимзян вскочил на подножку кабины, а трое мужчин, вцепившись в него, тянули его вниз.

И все же из последних сил челнинский дальнобойщик дотянулся до сиденья, откинул его и вытащил топорик. Увидев «оружие», бандиты отскочили. Водитель захлопнул дверь и, протаранив «жигуленок», рванул с места ЧП.

— Вслед раздались выстрелы, — вспоминал челнинец. — Три пули попали в меня: в шею, ключицу и руку. Рулить пришлось одной правой, по гололеду особо не разгонишься. Пока ехал до города, шея распухла. Салимзян, правой рукой потрогав рану, вырвал застрявшую пулю и выкинул ее в разбитое окно. Уже в Иваново увидел какие-то ворота и прямиком туда и въехал. Оказалось, это был троллейбусный парк. Сторожа, увидев мужчину в крови, закричали «Куда ты, сюда нельзя». На счастье мужчины, его заметила сердобольная сотрудница и вызвала скорую и милицию.

Уезжая в больницу, раненый просил следователя сберечь машину и груз — как-никак они «тянули» на миллиард рублей.

— Случись что, как бы я тогда возместил долг? — говорит он. — Жена была в декретном отпуске, жили мы в малосемейке. Во время потасовки с бандитами страха у меня не было, я боролся за свою жизнь. Страх появился позже — в палате ивановской больницы. Казалось, бандиты придут сюда меня добить, как-никак я свидетель. (Кстати, милиция так и не нашла их).

Вернувшись домой, он еще три месяца был на больничном. Когда наведывался в гараж, его окружали коллеги, называли героем, интересовались подробностями ЧП.

– После выхода на работу в первое время в дороге, когда мимо проезжали легковушки, прятал голову и прижимался к рулю, — делится Салимзян.

– В 90-е годы было особенно много грабителей, – вспоминает Хайруллин. – Из моих коллег–дальнобойщиков трое погибли в командировках. Понятное дело, что не каждый выдерживал такое напряжение, многие мои знакомые уволились и устроились на другую работу.

Наградой за мужество и спасение ценного груза с комплектующими на сумму почти миллиард неденоминированных рублей для Салимзяна Хайруллина стал ордер на четырехкомнатную квартиру от ОАО «КАМАЗ».

– У меня было такое чувство, будто я поймал птицу счастья, — улыбается Салимзян. — Домой в тот день летел, как на крыльях. Ночь не спал — все думал о том, что, наконец-то, из малосемейки перееду в отдельную большую квартиру.

Позже водителю в торжественной обстановке в мэрии города вручили орден Мужества.

Нападение на Салимзяна Хайруллина — не единственный подобный случай, произошедший с челнинцами. В 90-е годы от рук бандитов погибли несколько челнинских дальнобойщиков, были и пропавшие без вести. В сентябре 1998 года один из челнинских дальнобойщиков в результате дерзкого нападения на автотрассе получил тяжелое огнестрельное ранение в ногу. Потребовалась сложная операция, после которой он в 37 лет стал инвалидом.