← Дороги, инфраструктура

С сентября вступит в силу новый закон о дорожных камерах

© Ekaterina M / Фотобанк Лори

Камер станет меньше, ДТП, возможно, больше, а число ошибочных автоштрафов и порядок их обжалования не изменится. Так эксперты отозвались о новой реформе, регламентирующей размещение камер фотовидеофиксации.

Закон, ужесточающий правила размещения и применения дорожных камер, вступит в силу 1 сентября. И хотя Минтрансу вроде бы недавно удалось после многочисленных замечаний и поправок согласовать проект постановления с ГАИ, регионами и бизнесом, документ все равно вызывает опасение у экспертов. В частности, в нем прописано, что камеры могут располагаться на выделенках, участках дорог, где за год произошло четыре и более ДТП, местах дорожных работ, пешеходных переходах, перекрестках, а также улицах, где запрещена стоянка или остановка. После улучшения дорожной обстановки камеру уберут. Расстояние между камерами в городе должно быть не меньше километра, а за городом — не меньше пяти. Либо в тех местах, на которых будет особо настаивать ГАИ как на аварийных.

На днях глава ГАИ Михаил Черников уже объявил, что

Госавтоинспекция намерена перенести камеры фотовидеофиксации на те участки дорог, где они наиболее необходимы, убрав излишние.

Он напомнил, сегодня в России почти 30 тысяч камер.

После 1 сентября количество комплексов фотовидеофиксации существенно сократится в том числе и там, где это сокращение неоправданно, констатирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. В частности, в Москве нередко нужно по камере через каждые пару десятков метров, чтобы водители не выезжали на выделенку, не разгонялись у соцобъектов, не парковались и не поворачивали там, где нельзя. По мнению эксперта, из-за этого в аварийных местах вырастет число ДТП, в которых, в конечном итоге появятся пострадавшие и погибшие. Говорит Антон Шапарин:

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза:

«И в регионах, и в Москве уберут камеры. То есть, допустим, если у вас есть участок дороги, не в городе можно будет камеры ставить не чаще чем раз в пять километров. А если есть очаг смертности на меньшем расстоянии от другого очага, допустим, в трех километрах, то на втором очаге камеру поставить будет нельзя. То есть закон принят в максимально жестком виде, который не предусматривает какой-либо гибкости для регионов, они не смогут действовать исходя из реальной ситуации. Взяли и всю страну, очень разную страну, померили единым аршином, и администрирование дорожного движения в городах станет хуже».

По словам эксперта, с реформой вся информация с камер о дорожной ситуации, все штрафы вместо регионального уровня будут передаваться на федеральный, в МВД. Но, например, в Москве ЦОДД может потерять доступ к регулированию ситуации с пробками. Будет ли МВД и, в частности, ГАИ делиться информацией с регионом, пока неясно.

Еще один важный момент: закон не повлияет на систему оспаривания неправомерных штрафов. Их, видимо, как и сегодня, будет проще заплатить, чем оспорить, говорит москвичка Марина.

«У нас проводятся работы во дворе и на прилегающей дороге. 30 апреля я ехала на работу, стояла тренога со знаком стрелочки, и я выехала за встречную полосу, убедившись, что там нет машин, и повернула налево. Мне пришел штраф за несоблюдение разметки, я его заплатила, но оспаривать не буду, потому что это не имеет смысла, 500 рублей, 250 я заплатила, больше потрачу бензина и нервов».

На этот случай эксперты рекомендуют всем водителям ездить с видеорегистратором. И периодически находить время, чтобы сгружать файлы на носитель, чтобы в случае чего иметь алиби, советует автоюрист Илья Афанасьев:

Илья Афанасьев, автоюрист:

«99,9% не получится обжаловать штраф без видеорегистратора, связанный с автоматической фотовидеофиксацией. Говорить можно все что угодно в жалобе, в суде, слова к делу не пришиваются. За организацию дорожного движения отвечает одна служба, штрафы собирает другая, ремонтные работы проводит третья. Я думаю, что это обычное разгильдяйство, скорее всего, поставили знаки «Дорожные работы», огородили проезжую часть, не организовали, не согласовали изменение схемы движения по участку, все, и человек попадает на штраф».

Неясно, почему при цифровизации дорожной сети и возможностях ИИ мелкая халатность одного конкретного чиновника приводит к штрафам многих москвичей, в то время как он сам, ответственный за корректную работу именно этой камеры, остается безнаказанным. Кстати, поправки к новому закону в Госдуме рассматривать не готовы: предлагают сначала пару лет подождать и посмотреть, как эта история будет работать.

Светлана Чередникова