По последним данным Росстата, в мае перевозка грузов автотранспортом достигла 582 млн т. Пока это самый продуктивный месяц. Предыдущее максимальное значение было зафиксировано в апреле — 548 млн т.
В противовес волнообразным показателям по перевозке на ж/д с начала 2024 года, транспортировка грузов на авто стабильно увеличивается.
Санкции на проезд
Пока нет статистических данных за июнь, однако есть голос рынка, который говорит, что без сложностей все еще не обходится. Так, Польша может закрыть два последних действующих погранперехода на границе с Беларусью. ЕС ввел запрет на перевозку грузов на своей территории прицепами и полуприцепами, зарегистрированными как в, так и за пределами республики.
«МИД Польши угрожает закрыть все погранпереходы с Беларусью, ссылаясь на проблемы с нелегальной миграцией. Однако, как нам видится, сценарий не совсем реализуемый, поскольку есть запрос польского бизнеса и граждан на открытие еще одного перехода, – сообщают в пресс-службе «ТРАСКО». – ЕС принял 14-й пакет санкций против России. Одна из его мер – расширяется запрет на перевозку грузов через территорию ЕС автомобильным транспортом, в том числе посредством транзита. Теперь ограничения распространяются в том числе на перевозчиков, которые на 25% и более принадлежат российскому физическому или юридическому лицу».
Поэтому по итогам июня более 1900 транспортных средств находилось перед белорусскими погранпереходами.
На польско-белорусской границе для грузового транспорта доступен только погранпереход Кукурыки – Козловичи, и в конце месяца через этот МАПП на польскую сторону прошло только 57% фур от нормы.
Также в конце месяца через латвийский пункт пропуска Патерниеки (Григоровщина) в Латвию за два дня въехало 38% грузовиков.
В Литву проследовало порядка 27% от нормы.
Китайские нюансы
В торговле с Китаем сохраняется ощутимое напряжение, связанное в первую очередь с взаиморасчетами. Конечно, многие компании уже нашли выход, но ситуацию все равно сложно назвать стабильной. Тем не менее высокий спрос на транспорт остается, это касается и грузовых автомобилей. Эксперты отмечают, что присутствует некий дефицит грузового автотранспорта.
«Изменения связаны с нехваткой контейнеров в Китае и переходом импортеров на автотранспорт. Себестоимость перевозки растет, сроки доставки увеличиваются», – подчеркивают в «ТРАСКО».
Главный ресурс
В сфере автоперевозок по-прежнему говорят о дефиците персонала. Несмотря на то, что, по данным сервисов по поиску работы, вакансии к резюме практически выровнялись, это не говорит как о повышении интереса со стороны соискателей, так и достаточном укомплектовании штатов транспортных компаний.
За январь – май средний срок закрытия одной вакансии вырос более чем вдвое – до 25 дней. Зарплаты водителей грузовиков увеличились на 20–50% год к году – до 200–250 тыс. руб. в месяц, складских работников – на 30%, до 100 тыс. руб.
«Однако в июне темпы роста заработных плат и спроса на водителей преодолели плато и начали медленно снижаться», – отмечала Екатерина Кирилина, директор по персоналу транспортной компании Delko.
Эксперты также прогнозировали, что дефицит кадров в логистике обострится осенью.
«После того как мы используем все возможные схемы мотивации: построим лучшие столовые, обеспечим спортзал и прочее – все равно будем сталкиваться со сложностью поиска человеческого ресурса и придем к необходимости автоматизации, систематизации, роботизации складов за счет передовых технологий на рынке, – заявлял директор по логистике компании «Ростелеком» Александр Машков.