На белорусско-польской границе – очередной коллапс. Речь идет уже о грузовых перевозках. Единственный польский пункт пропуска «Кукурыки» («Козловичи» с белорусской стороны), казалось, просто прекратил работу.
Очередь или так называемая колейка, как говорят дальнобойщики, за сутки вытянулась аж до перекрестка с развилкой трассы М-1. Той, откуда фуры поворачивают на грузовой ПП, а легковушки идут дальше в сторону Бреста. Дело, как выяснилось, в работе принимающей стороны.
Километры в колейках или кому это не выгодно
Сообщения о том, что поляки перестали пропускать фуры, стали поступать от дальнобойщиков в профессиональных чатах еще ночью. Кто-то говорил о том, что пропуск остановили после двух часов.
Другие писали, что очередь все-таки двигается, но очень медленно – представители польских пограничных служб усердно досматривают каждую фуру. И на это уходит много времени, так что за сутки пропускают всего до 60 машин.
Колейка же растянулась на десятки километров и прирастает машинами в геометрической прогрессии.
За час к ее хвосту пристраивается до десяти большегрузов. Именно столько корреспондент Blizko.by подсчитал, когда сам с дальнобойщиками постоял в очереди.
– Это что, такая колейка? – Раздается в радиостанции одной из фур удивленный бас дальнобойщика.
– Более того, она еще и не двигается, – с нервным смехом отвечает ему другой…
– Ты пристраивайся сзади. Тысячным будешь, если не десятитысячным – шутят третьи. И добавляют, мол, голодным тут не останешься. К очереди уже автолавка подъехала – респект белорусской торговле.
Только за шесть часов колейка вырастает на те самые 60 авто, которые пока что проходят границу с таможенным оформлением на польской стороне за 24 часа. Сколько водителям стоять на солнцепеке – одному богу известно.
– Если так дальше пойдет, то скоро очередь дотянется до Федьковичей, – рассуждает водитель Вадим, нервно похлопывая рукой по раскаленному тенту.
Он работает на небольшую польскую фирму уже несколько лет. Такого, признается, еще не видел:
– И видеть бы не хотелось. Моя зарплата напрямую зависит от перевозок. Чем больше перевожу – больше зарплата. За сутки в колейке платят в пределах 24 евро. Это копейки.
Как это работает?
Тут надо понимать схему, по которой работают т.н. дальнобойщики-перегрузы. В Польше они получают заказ: загрузиться, скажем, в Варшаве или Берлине. Затем едут в Брест, где в логистических центрах перегружают товар из своего фургона в фургон другой машины, которая идет уже непосредственно в Беларусь, Россию, Казахстан. В общем, на Восток.
Все это началось пару лет назад. Все дело в обоюдных санкциях, которые запрещают прямые перевозки из ЕС через таможенную границу ЕАЭС и наоборот.
Сначала ЕС запретил въезд в свои страны фурам из Беларуси. Тогда все большегрузы должны были в считанные дни покинуть территорию Евросоюза. А чуть позже руководство Беларуси сделало ответный ход: запретив въезд уже европейским грузовикам.
Однако конечный потребитель с одной и с другой стороны, по-прежнему нуждался в товаре. Так и случилась история с перегрузами.
И вроде бы жизнь наладилась, но границу в частности и рынок перевозок в целом по-прежнему лихорадит. Об этом чуть позже.
Вернемся пока к водителям
Большую часть рейса или, как говорят водители-международники, круга дальнобойщик проводит в очереди с польской стороны на белорусскую. У Вадима, например, она может занимать до 10 дней. Его коллеги называют примерно такие же сроки.
Так вот: чем больше простоя в колейках, тем меньше Вадим получит зарплату. Когда не было очередей, говорит он, можно было и до 2500 евро заработать. Потом поляки начали закрывать пункты пропуска. Нагрузка на «Козловичи-Кукурыки» выросла. В итоге длина колеек увеличилась, а зарплаты, соответственно, упали.
Но если с польской стороны дальнобои стояли до 10 дней, то прохождение границы на Польшу в среднем занимала сутки-двое. Теперь, опасается Вадим, стоять придется и тут больше недели. Что он и его коллеги получат в зарплату? Вопрос риторический.
Еще сегодня утром никаких официальных комментариев о том, почему «Кукурыки» стали тормозить фуры не было. Лишь дальнобойщики как в чатах, так и по рации на своем канале в один голос говорят про тщательный досмотр, о чем мы уже упоминали. Смотрят так, что разворачивают машины назад даже если найдут одну сигарету или одну бутылку водки.
– Накуривайтесь в Беларуси, – смеются водители в колейке. – В ЕС будем везти здоровый образ жизни.
– Посмотрим, – вторят им другие, – как они сами здорово заживут, когда мы к ним не повезем дешевое курево, а там перестанем закупаться, потому что они же запретили нам вывоз товаров (об этом Blizko.by уже информировал читателей).
– Да пусть хоть вообще эти границы закроют, – вмешивается третий водитель, в почтенном возрасте и явно с солидным опытом. – Они же себе в ногу выстрелят. Мы работаем на их фирмы. Это у них машины на простой встанут. А мы, водители, пойдем на другие конторы. Будем ездить на Россию, Грузию, Казахстан, Китай и Турцию. Без работы не останемся…
Кто стреляет себе в ногу?
Здесь опытные дальнобойщики совершенно не лукавят. Водитель-международник, счастливый обладатель прав категории CE даже с небольшим опытом нынче ценный кадр. И это видно не только по зарплатам, которым может позавидовать любой бюджетник.
Достаточно открыть любой сайт с вакансиями, чтобы понять: без работы дальнобойщик не останется даже если Польша полностью закроет границу. И пусть месячный заработок обернется уже не столь звонкой монетой, как это было раньше, а конкуренция немного вырастет – «баранок» хватит всем.
Куда в более проигрышной ситуации окажутся польские фирмы-перевозчики, которые уже сегодня благодаря санкциям, ограничивающим ввоз товара в ряд стран бывшего СССР, теряют прибыль из-за сокращения фрахта.
Так уж выходит: санкции рушат старую, налаженную годами логистику. А новую еще надо выстроить. И далеко не факт, что она сработает в плюс. Фуры, ведь, как муравьи: прокладывают дорогу строго там, где им нужно, а не как левая нога скажет. Ничего личного – это бизнес. И деньги там крутятся совсем не те, что в придорожной шашлычной.
Вопрос закрыт или поставлен на паузу?
Лишь к обеду в польском Минфине сообщили Reuters, что движение действительно существенно замедлилось из-за проверок, вызванных новыми санкциями. Мол, подъехал новый список товаров, запрещенных ко ввозу – надо было наладить контроль.
И уже в районе 16:00 появились сообщения, что польская сторона начала активно принимать фуры. Возможно, коллапс действительно был временным, но не станет ли это явлением систематическим, которое в конце концов если не похоронит, то сильно ударит по всем, кто честно пытается заработать на приграничных перевозках?
* * *
От редакции ATI.SU: сегодня, 11 июля СМИ со ссылкой на ГТК Беларуси сообщили, что польская сторона возобновила пропуск фур. Машины, однако, пропускают неритмично, от двух до сорока большегрузов в час. К утру 11 июля очередь на въезд в Польшу выросла до 800 грузовиков.