Теперь на это обратило внимание агентство Bloomberg. Там отмечают, что провести платеж в юанях стало почти невозможно. Несмотря на это, товарооборот России и Китая растет. .
Несколько источников в российских компаниях — экспортерах сырья рассказали Bloomberg, что получить из Китая платеж в юанях практически невозможно. По словам собеседников агентства, это началось после июньских санкций США, когда под ограничения попали в том числе Мосбиржа и ее структуры, включая Национальный клиринговый центр. Как это может быть связано с платежами в юанях, пока не очень понятно.
Сбои в расчетах между Россией и Китаем продолжаются еще с конца 2023 года. Тогда президент США разрешил американскому Минфину в упрощенном порядке наказывать любые банки, включая иностранные, которые нарушают санкционный режим. И китайские банки, опасаясь вторичных санкций, стали задерживать или вообще отклонять платежи, связанные с Россией. Правда, жаловались на это в основном импортеры, то есть те, кто закупает что-то в Китае и потом везет в Россию. Об этом они неоднократно рассказывали Business FM.
О текущей ситуации с расчетами редакции рассказал предприниматель, пожелавший остаться анонимным. Его компания закупает в Китае электротехнику.
«Наша компания переводила деньги в юанях в Китай, используя Bank of China, но с введением санкций данный перевод вначале стал невозможен по причине того, что банки, из которых я переводил деньги в Китай, были под санкциями, соответственно, деньги замораживались на проверку, потом возвращались. Я открыл счета еще в пяти неподсанкционных банках, деньги по такой же схеме попадают на проверку, но пока нет информации, принял их китайский банк или нет».
Помимо проблем с платежами, торговле России и Китая мешает дефицит контейнеров в КНР. А контейнеров не хватает из-за того, что их останавливают на границе для досмотра, рассказала Business FM Татьяна Кулябина, гендиректор компании Holding Finance Broker, которая занимается мультимодальными и контейнерными перевозками:
Татьяна Кулябина, гендиректор компании Holding Finance Broker:
«Очень большое количество и автотранспорта, и контейнеров досматривают, что увеличивает сроки доставки. Идет поезд, с него снимают 15 контейнеров на досмотр, пока разгрузили, сняли, досмотрели, поставили, поезд стоит. Это все увеличивает сроки доставки и оборачиваемость самих контейнеров».
На фоне явных проблем с платежами, которые никак не удается решить, несколько странным может показаться статистика Главного таможенного управления КНР. Из нее следует, что за первое полугодие экспорт товаров из Китая в Россию вырос почти на 2% год к году и в денежном выражении составил почти 367 млрд юаней. Проверить это сложно, если вообще возможно: российская таможня больше не публикует данные о движении товаров через границу.
Председатель Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич никакого увеличения товарооборота России и Китая не видит:
Виталий Манкевич, председатель Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей:
«Мы испытываем большие сложности с платежами, и, по нашим ощущениям, наоборот, товарооборот падает. Сейчас есть сложности с оплатой именно российских товаров китайскими предпринимателями, китайскими структурами. Я надеюсь, что в ближайшее время государственные органы — российские и китайские — примут решение для выстраивания индивидуальных каналов платежей между Россией и Китаем».
Но есть и другое мнение. Данные таможни, причем неважно какой — российской или китайской, — сейчас сложно использовать для оценки взаимной торговли. Причина в том, что в организации поставок участвуют посредники из третьих стран, отмечает гендиректор компании VM Partners, директор центра компетенций по Китаю Высшей школы бизнеса МГУ Дарья Мушта:
Дарья Мушта, гендиректор компании VM Partners, директор центра компетенций по Китаю Высшей школы бизнеса МГУ:
«Если мы говорим про реальный прирост, вы сейчас говорите, что это всего 2%, на самом деле прирост больше, потому что все начали работать через платежного агента. С учетом того, что платежи напрямую фактически остановились, они остановились в 99% случаев, в схеме появляется новый контрагент, зарегистрированный в другой юрисдикции, и, по данным таможни, этот груз будет отгружаться, допустим, в Дубай, Турцию, Гонконг и прочие юрисдикции, откуда сейчас проходят платежи китайского поставщика. В этом случае юрисдикция, куда будет отгружаться товар по таможенным данным, будет меняться на ту страну, откуда проходил платеж. Груз на самом деле поедет в Россию».
Похоже, схемы расчетов через посредников в третьих странах пока еще работают. Правда, это увеличивает издержки в среднем на 5-10%, по словам участников подобных сделок, которые по понятным причинам хотят остаться неназванными. В итоге это должно отразиться и на стоимости китайских товаров в России для конечных потребителей.