В Госдуме допустили, что ограничения в перспективе могут коснуться и дизельного топлива.
Цены на бензин расти не будут, но и не снизятся — так в профильных комитетах Госдумы оценили последствия продления кабмином запрета на экспорт топлива. О таком решении правительства 31 августа сообщил первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин. По мнению депутатов и экспертов, запрещать нужно весь экспорт топлива, в том числе и дизеля, на который в отличие от прошлого года запрет не распространяется. Однако его цена растет, что может отразиться на товарах, в себестоимость которых включается их перевозка.
Запрет на экспорт бензина
Правительство приняло решение продлить запрет для нефтегазовых компаний на экспорт бензина на сентябрь и октябрь этого года. Об этом 31 августа на совместном заседании профильных комитетов по энергетике и по транспорту Госдумы заявил первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин.
— Для того чтобы избежать любых проблем в эти месяцы, снятия запрета на экспорт в августе не будет (РФ с 1 марта 2024 года ввела временный запрет экспорта бензина на полгода, чтобы нивелировать рост спроса в весенний и летний периоды. — «Известия»). Также принято принципиальное решение на сентябрь-октябрь, что экспорт будет ограничен, для того чтобы подстраховаться, — сообщил он.
По его словам, при этом по дизелю таких мер не требуется, однако министерство будет работать над тем, чтобы ограничить потенциал для вывоза дизеля непроизводителями даже на территории Таможенного союза и ЕАЭС.
Также Павел Сорокин сообщил, что сегодня внутренний рынок обеспечен бензином и дизельным топливом, цены на них в розничном сегменте остаются стабильными. С начала года розничная стоимость бензина на АЗС растет на 2,9–3,2% и на 2,3% на дизельное топливо против инфляции в 4,8%, отметил он.
Поручение вызвать представителей Минэнерго в парламент дал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Как сообщали ранее «Известия», он сообщал, что депутатам поступает много обращений граждан в связи с ростом цен на бензин. Поэтому, по его словам, профильные комитеты должны изучить этот вопрос и не снимать с контроля.
К решению правительства депутаты отнеслись положительно. Однако, по их мнению, это не должно стать единственной мерой.
— Безусловно, запрет экспорта бензина положительно скажется на стабилизации цен на этот вид топлива. Особенно это актуально в связи с тем, что многие россияне в конце лета возвращаются из отпусков и активизируются в автомобильных поездках. Поэтому это важный фактор, чтобы цена бензина не росла на АЗС, — заявил «Известиям» первый зампред комитета по энергетике Игорь Ананских.
При этом, по его мнению, мера вряд ли приведет к снижению стоимости топлива.
— Не уверен, что цена упадет. Для этого, к сожалению, нет предпосылок. ВВП растет ведь не просто так, а в нем учитываются и поездки транспорта, и мощности нефтезаводов, и налоги, — отметил депутат.
Это мнение разделяет и зампред комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Юрий Григорьев.
— Это очень важное решение особенно в период уборочной компании, когда топливо потребляется в гораздо больших объемах. Поэтому необходимо сократить объем вывозимого топлива и увеличить его на внутреннем рынке, — отметил депутат.
Он напомнил, что аналогичные меры принимались в прошлом и в этом году и они показали свою эффективность. При этом депутат также не стал делать прогноз по снижению цены.
— По прошлой практике применения такого механизма происходил небольшой откат вниз, но к начальному уровню роста цены не вернулись, — отметил Юрий Григорьев.
При этом он сообщил, что нефтегазовые компании, представители которых присутствовали при обсуждении в Госдуме, решению о запрете не обрадовались. Свою позицию они объясняли долгосрочными международными контрактами, а также желанием осваивать новые рынки, рассказал парламентарий. Но мы должны стоять на защите наших потребителей, подчеркнул депутат.
И дизель тоже
В перспективе запрет коснется и дизельного топлива, так как именно его используют сельхозпроизводители, считает первый зампред комитета по аграрным вопросам Олег Нилов.
— Наша задача сегодня — обеспечить топливом аграриев и военно-промышленный комплекс. Считаю, что такая мера, как запрет, точно поможет стабилизации цен на бензин. При этом, конечно, есть нюансы. Не исключаю, что к бензину добавится и запрет на экспорт дизельного топлива, которое широко используется сельхозпроизводителями, — заявил депутат.
Это мнение разделяет президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
— Что касается грузоперевозчиков, то сегодня у нас мало машин ездит на бензине. А то, что цена на дизель растет, — это очевидно. Например, только в Санкт-Петербурге он подорожал за месяц на 1,5 рубля. Поэтому мы считаем, что необходимо вводить запрет и на этот вид топлива, — считает представитель бизнеса.
По его словам, ввести ограничительные меры необходимо, так как стоимость дизеля закладывается в себестоимость всех товаров, которые, очевидно, будут также расти в цене.
Ранее глава Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил «Известиям», что запрет экспорта бензина, безусловно, приведет к насыщению рынка и стабилизации цен, но это временная мера.
По его словам, есть системная проблема в ценообразовании, связанная с тем, что структура производства марок бензина не соответствует структуре потребления. Бензина Аи-95 потребляется больше, а производится меньше. Также есть влияние санкций, которые сказываются на сроках проведения ремонтных работ.
Эксперт подчеркивал, что необходимо обеспечить приоритетность перевозок топлива железнодорожным транспортом, так как с сентября вводятся новые правила недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД, которые могут усложнить доступ перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности.