Возможное увеличение стоимости общественники связывают с проблемами с банковскими переводами между РФ и Китаем.
Автодилеры с сентября вынуждены будут повысить цены на китайские машины на 10% из-за проблем с банковскими расчетами между РФ и КНР. Об этом «Известиям» рассказали в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Переводы между РФ и КНР идут два месяца, а некоторые возвращаются обратно, что резко увеличивает себестоимость доставки. В отрасли утверждают, что оборот средств тормозится, и с учетом этого продавцы автомобилей уже лишились примерно 8% вложений. Участники рынка предупреждают, что если проблема с расчетами сохранится, то на фоне повышения утилизационного сбора в IV квартале стоит ожидать еще одного изменения цен.
Проблемы с платежами между Россией и Китаем
Проблемы с банковскими расчетами между РФ и КНР стали всё сильнее отражаться на автобизнесе. Как рассказали «Известиям» в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), летом ситуация с платежами заметно усугубилась. Крупные китайские банки, которые ранее перечисляли деньги от российского бизнеса в Китай, затормозили работу.
— С июня 2024 года деньги идут месяц и более, из-за чего платежи «зависают» между двух стран, — рассказал «Известиям» президент РОАД Алексей Подщеколдин.
— Мы работали с четырьмя крупными китайскими банками и одним российским. Везде тормозятся платежи. Иногда деньги «висят» месяц-полтора и возвращаются. Другие застревают на два месяца. Автодилеры не могут оплатить заказы на автомобили и поставки запчастей.
Одновременно с возникновением трудностей с платежами Центробанк РФ поднял ключевую ставку до 18%, и коммерческий кредит вырос до 26–30%, отметил он.
— При такой стоимости денег бизнес теряет по 2% в месяц, не имея никакой отдачи. С учетом двухмесячного подвисания оборотных средств, продавцы автомобилей лишились примерно 8% вложений, что обязательно отразится на себестоимости доставок и на цене автомобилей. Уже в сентябре рынок будет вынужден поднять цены на импортные машины минимум на 10%, чтобы восполнить убытки, — сказал Алексей Подщеколдин.
Для автомобильной отрасли характерны большие платежи с участием крупных компаний, отметил председатель Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.
— Крупные китайские банки, встроенные в международный бизнес, тщательнее рассматривают условия работы с РФ, тогда как банки поменьше охотнее включаются в обслуживание ВЭД. Региональные банки только заходят на рынок, — пояснил он.
По его словам, речь идет о небольших по китайским меркам структурах нескольких провинций.
Значительная часть российских предприятий, регулярно работающих с КНР, создали офисы в дружественных странах, отметил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.
По мнению Екатерины Кизевич, такой путь тоже ведет к повышению цен на импортные машины, ведь при оплате через третьи страны с помощью агента приходится отдавать комиссию в размере 7–12%.
«Известия» направили запросы в ЦБ, Минфин, Минпромторг, российские банки.
Справка «Известий»
Проблемы с расчетами начались еще в конце декабря 2023-го. Это обусловлено вступлением в силу 12-го пакета санкционных мер против РФ — тогда китайские банки стали отказываться принимать платежи в долларах из России, потому что такие операции легко отслеживают в США, отмечал коммерческий директор компании «Импая Рус» Алексей Разумовский. С января несколько кредитных организаций уже перестали принимать и трансакции в юанях из РФ.
Риски 12-го пакета санкций
Давление на иностранные банки, которые готовы взаимодействовать с РФ, не прекращается, подчеркнул гендиректор платежного сервиса Vepay Георгий Никонов. При этом риск быть отрезанным от западных корсчетов и общедоступных сервисов очень существенный.
— Трудности с оплатой поставок автомобилей из Китая уже сказались на росте цен на новые машины на 5%, — сказал «Известиям» независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. — Однако речь в основном идет о моделях из параллельного импорта. Например, это премиальные бренды Hongqui, BYD, LiXiang и другие. У официальных дилеров — партнеров импортеров и дистрибьюторов китайских марок в России такие проблемы менее выражены.
На продажи влияет и повышение ключевой ставки ЦБ — автокредиты выдаются под 30–40% годовых. С учетом того, что в первой половине 2024 года в России около 60% автомобилей покупаются с помощью заемных средств, можно ждать снижения продаж, отметил эксперт.
Справка «Известий»
По данным РОАД, официально в России продается 19 китайских марок. Общее количество брендов из КНР — 29. По данным «Автостат-инфо», с января по июль 2024 года продажи этих автомобилей в нашей стране выросли на 221% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, до 497,4 тыс. штук.
— К концу 2024 года китайские автомобили могут подорожать на 200–300 тыс. рублей, — рассказала «Известиям» директор по коммуникациям ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина. — Сейчас средняя стоимость нового автомобиля на российском рынке составляет 3,57 млн рублей. Думаю, что такой рост стоимости не заставит россиян отказаться от покупки автомобилей. Хотя это не предел.
Осенью, по ее мнению, на стоимость автомобилей повлияет и повышение утилизационного сбора. Из-за роста цен спрос может трансформироваться на китайские бренды, инвестирующие в локализацию производства и собирающие машины в России, отмечает участник рынка.
— Дилеры, работающие с параллельным импортом, столкнулись с рядом трудностей, — рассказал «Известиям» коммерческий директор АО «МБ РУС» Александр Паршутин. — Ранее сложности были с переводами средств в Европу, а теперь и китайские банки стремятся выяснить, кто и за что отправляет деньги и не связаны ли платежи с товарами двойного назначения. В связи с этим механизм параллельного импорта становится сложнее.
Правда, крупные дистрибьюторы, ранее столкнувшиеся с трудностями при переводах средств, уже накопили достаточное количество автомобилей на складах, чтобы нивелировать эти преграды, добавил Александр Паршутин. Дистрибьюторы, как вариант, будут вынуждены сдерживать цены, чтобы уменьшить свои складские запасы и высвободить финансовые средства, резюмировал участник рынка.