← Автомобильные грузоперевозки

Кадровый голод в транспортной отрасли спровоцировал резкий рост зарплат

© Акиньшин Владимир / Фотобанк Лори

Сейчас профильные компании вынуждены платить водителям большегрузов на 74% больше, чем в прошлом году. Эксперты отмечают, что подобная ситуация была вполне прогнозируема. Другой вопрос, где финиш у этого «ралли».

Подробности — в материале обозревателя Business FM Петербург Максима Тихонова.

В абсолютных цифрах ежемесячный доход таких специалистов превысил 130 000 рублей, пришли к выводу аналитики сервиса HeadHunter и отраслевой ассоциации «Автогрузэкс». Для сравнения, потолок роста зарплат по другим профессиям за тот же период составил около 60%. Отмечается также, что затраты логистического бизнеса на подбор персонала возросли, а средний срок закрытия вакансий увеличился более чем на треть. Наиболее остро нехватка шоферов ощущается в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске. На этом фоне эксперты допускают продолжение «зарплатной гонки». Мнение президента ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина:

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

— Действительно, рост зарплаты существует, но если сравнивать зарплаты, которые водители получали лет десять назад, — в долларовом выражении, наверное, порядка 5 000 долларов — то на сегодняшний момент даже этого уровня зарплаты не достигли. Если привязывать это все к доллару, то зарплата должна быть в районе от 300 000 до 400 000 рублей. А если говорить, почему все это сегодня происходит, то я уже неоднократно говорил, что много лет мы не вкладывали в развитие позиционирования водительской профессии. Старое поколение, которое ещё обучалось в Советском Союзе, ушло или уходит, а молодёжь сюда не идёт — молодёжи более комфортно работать какими-нибудь курьерами по городу.

Сложности есть и с набором водителей автобусов, что особенно критично для крупных городов. В Петербурге, к слову, проблему заметили еще год назад. К лету 2023-го спрос на шоферов вырос сразу на 74%, на механиков — на 25%, а на кадры в сфере логистики — на 10%. К середине 2024-го ситуация лишь усугубилась. По данным представителей Ассоциации автоперевозчиков пассажиров, которые приводят «Ведомости», нехватка кадров в сфере общественного транспорта в Северной столице составляет около 4,5 тыс. человек. Власти, впрочем, позже отмечали, что эта цифра была актуальной на старте транспортной реформы, сейчас же дефицит меньше, в пределах тысячи. Комментирует председатель комиссии по транспорту Заксобрания Петербурга Алексей Цивилёв:

Председатель комиссии по транспорту Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилёв:

— У нас действительно идёт «текучка» по грузоперевозкам, по такси — средняя «текучка» в 3 месяца и средняя загрузка таксопарка 80%. То есть 20% машин простаивает только из-за того, что нет водителей. Что касается общественного транспорта, то были данные, что состав водителей меняется на 70% по году по разным автопаркам. Таким образом, везде большая «текучка». Связано это с тем, что по факту не хватает людей. Всё это, конечно, стремится к тому, что услуга будет дорожать. Единственное, конкурентность на этом рынке я вижу в развитии инноваций, и это, конечно, беспилотные перевозки. Я думаю, они начнутся прежде всего между субъектами, где, например, машины едут прямо по «платке», но потом это так же придёт и в такси, и в общественный транспорт. Другого варианта, к сожалению, нет.

На нехватку кадров в транспортной отрасли обратили внимание и в Госдуме. В прошлом году, например, Сергей Миронов призвал ввести в колледжах программу подготовки водителей грузовиков. По его словам, ситуация в стране критическая, так как отрасли не хватает от 60 000 до 100 000 специалистов. Как следствие, растут тарифы на перевозку и дорожают товары.

Максим Тихонов