← Автомобильные грузоперевозки

Железная логистика: 70% серых перевозчиков могут уйти с рынка

© Юрий Бизгаймер / Фотобанк Лори

Около 70% грузоперевозчиков могут уйти с рынка — самозанятым хотят запретить работать в этой сфере. Поправки в законопроект о системе «ГосЛог» подготовлены ассоциацией «Грузавтотранс» и «Общественной потребительской инициативой» (ОПИ).

Сегодня многие компании, уходя от налогообложения, оформляют сотрудников как самозанятых — их в отрасли более 70%. Новые нормы должны обелить рынок, но могут сказаться на стоимости перевозок, отмечают эксперты.

Как перевозчики уходят от налогов

Общественные организации направили в Госдуму поправки к законопроекту №647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом», которые собирались до 22 августа комитетом по транспорту. С документом ознакомились «Известия».

ОПИ просит прописать в законопроекте прямой запрет самозанятым осуществлять грузоперевозки на автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 т, а также конкретизировать порядок их допуска к работе на машинах с максимальной массой от 2,5 до 3,5 т. По данным общественников, мера прекратит практику использования самозанятых в серых схемах по уклонению от уплаты налогов.

Кроме того, ОПИ предложила обязать агрегаторов, работающих с перевозчиками, фрахтовщиками и экспедиторами, удалять коммерческие предложения незарегистрированных в реестре фирм. Иначе у недобросовестных субъектов останется возможность обхода закона, отмечают в ОПИ.

Ассоциация «Грузавтотранс» попросила законодателей проработать механизм адаптации дальнобойщиков, которые в случае принятия закона лишатся работы. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», таких в отрасли — 70%.

— Недобросовестные перевозчики выработали схемы сокращения издержек и снижения налоговых выплат. Они перешли на работу с самозанятыми, у которых нет бухгалтерии, контроля за режимом труда и отдыха, зато есть упрощенная система налогообложения, — рассказал «Известиям» президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Законопослушным перевозчикам, имеющим штат водителей, приходится платить на 47–50% больше отчислений, чем самозанятым. В итоге самозанятые за счет демпинга создают условия для недобросовестной конкуренции. Однако это не значит, что их прибыли растут.

По словам Владимира Матягина, работа в тени вынуждает их работать с так называемыми «фирмами-табуретками», занимающимися агрегацией мелких перевозчиков, прокачивающих финансы и обналичивающих деньги.

— Посредники порой забирают до 50% от фрахта, что ставит самозанятых в невыгодные условия. В результате страдают все, — отмечает участник рынка.

Согласно пункту 13 ч. 1 ст. 2 ФЗ «Устав автомобильного транспорта», перевозчиком может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), отмечается в письме ОПИ в Госдуму. Тем самым самозанятые не могут осуществлять деятельность по перевозке грузов и пассажиров. За незаконные перевозки предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), уточняется в письме.

— Получилось так, что у нас действует мораторий на проверки, в силу которого такие нелегальные практики остаются безнаказанными, — рассказал «Известиям» председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. — Поскольку ущерб для бюджета велик, отсюда и наши инициативы по наведению порядка, в том числе с помощью закона о «ГосЛоге».

С принятием поправок самозанятым «дальнобойщикам» потребуется зарегистрироваться в качестве ИП или уйти с рынка, отмечает эксперт.

Ассоциация «Грузавтотранс» в борьбе за обеление рынка предложила регистрировать крупнотоннажные транспортные средства только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, также закрепить в законопроекте роль ассоциаций, которые помогут осуществлять процедуры постепенного вывода самозанятых из серой зоны.

— Дальнобойщики, сидящие за рулем, не имеют опыта управления транспортным хозяйством, не накопили юридической основы, не знают нормативных документов транспортной отрасли, — отмечает Владимир Матягин. — Считаем, что все перевозчики должны стать членами ассоциаций, союзов и отраслевых объединений, которые возьмут на себя обязанность вести журналы и документацию, помогать с оформлением в реестр и проводить ежегодные проверки своих участников. Эта роль ассоциаций должна быть отражена в законе, иначе не избежать разорения мелких перевозчиков, добавил он.

Как рассказали «Известиям» в комитете Госдумы по транспорту, законопроект №647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом» был принят в первом чтении 24 июля 2024 года. Он призван помочь обеспечить прозрачность логистики грузов в стране за счет создания цифрового реестра перевозчиков, где отразится операционная деятельность транспортных компаний, а также отзывы клиентов. Попасть в него незаконным перевозчикам будет невозможно.

Реестр станет частью системы «ГосЛог», которая аккумулирует участников рынка и поможет вывести мелких перевозчиков из серой зоны. По данным ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», работавшей над «ГосЛогом», основой для реестра выбрана Государственная информационная система электронных перевозочных документов.

Как повысятся цены на грузоперевозки

Институт самозанятых был введен в России как временная мера для упорядочивания отношений в Налоговом кодексе РФ и только для целей исчисления налогов, рассказала «Известиям» исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина.

В законодательстве не установлена административная ответственность для самозанятых, а также не урегулирован их статус в качестве хозяйствующего субъекта, что делает невозможным возложение на таких лиц каких-либо обязательств, выходящих за рамки налогового регулирования, отметила эксперт.

— В случае успешного внедрения нового законопроекта должно произойти обеление рынка, от которого выиграют как государство, так и честные игроки, — отметила заместитель гендиректора по развитию и корпоративным вопросам перевозчика NATCAR Мария Степанова.

Ряду компаний предстоит серьезное изменение в способах ведения бизнеса, которое, безусловно, отразится на финансовых результатах, денежных потоках и, как итог, на стоимости фрахта перевозки. Это действительно может привести к банкротству части перевозчиков, не готовых к таким изменениям, отметила она.

— Обеление рынка потребует дополнительных расходов от перевозчиков, — считает Владимир Матягин. — С введением закона ценообразование в различных секторах отрасли изменится неодинаково.

Вместе с тем должны уйти и «фирмы-табуретки», то есть посредники-агрегаторы, прогоняющие через себя финансы, обналичивающие деньги и забирающие до половины фрахта. За счет высвобождения этих средств произойдет небольшая коррекция цен, отмечает участник рынка.

Как заявили «Известиям» в ассоциации грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», новые меры дисциплинируют добросовестных игроков рынка, привыкших работать в белую. Грузоперевозки востребованы и вряд ли произойдут массовые банкротства, хотя такие меры повлияют на цены, но некритично для отрасли. Перевозчики будут искать меры оптимизации маршрутных сетей и снижать статьи расходов.

— Изменения в структуре налогообложения и организации перевозок приведут к росту стоимости логистических услуг, — уточняет Мария Степанова. — Это, в свою очередь, повлияет на конечную стоимость товаров, в особенности в категориях с высокой долей транспортных расходов: продукты питания, товары повседневного спроса, крупногабаритные товары.

В целом изменения в законодательстве могут привести к определенным трудностям для малого бизнеса и потребителей, однако при грамотной адаптации компаний можно минимизировать негативные последствия.

Владимир Гаврилов