Водительский стаж Александра Арсентьевича Шелехова из посёлка Нежинский Предгорного муниципального округа — более полвека. Из них 35 лет он на тяжёлых фурах перевозил грузы на большие расстояния.
Внук Сергей в 19 лет начал работать дальнобойщиком рядом с дедушкой. И сейчас — в 32 года – он верен профессии, которой его обучил Александр Арсентьевич.
Сразу после окончания общеобразовательной школы в посёлке Щелкан Новоселицкого района Александр Шелехов поступил в школу механизации. В 1966 году окончил её, получив права водителя третьего класса.
Вскоре его призвали в армию. Два года в группе советских войск в Германии Александр Шелехов на автомобиле ГАЗ-69 возил командира полка. За это время сдал экзамены и получил права водителя второго класса.
После демобилизации Александр вернулся в родной посёлок, где ему поручили управлять грузовым такси на базе автомобиля ЗИЛ. Развозил рабочих по четырём отделениям совхоза. А вечером доставлял усталым труженикам кинопроектор.
Когда в совхозе организовали курсы водителей, то Александр сразу на них записался и добросовестно учился. Успешно сдал экзамены и получил права водителя первого класса.
Затем знакомый водитель написал, что в посёлке Нежинский под Кисловодском быстро дают квартиры работникам тепличного комбината. Соблазн был велик, и в 1973 году Шелехов переехал в Нежинский.
Но когда пришёл в Кисловодский экспериментальный тепличный комбинат, там не было свободного места для шофёра. Устроился водителем в расположенную рядом ПМК. Там познакомился со своей будущей женой Ниной Васильевной.
В 1977 году — когда появилась вакансия — Александр Шелехов перешёл в Кисловодский экспериментальный тепличный комбинат. Там он и проработал 35 лет, гоняя фуры с тепличными овощами в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и во многие другие города нашей огромной страны.
Через полтора года работы в КЭТК водителю-дальнобойщику Шелехову дали однокомнатную квартиру в Нежинском. А спустя десятилетия – трёхкомнатную.
Ни у кого не возникало вопроса: «Справедливо ли поступило руководство комбината?». Потому что все знали, каково приходилось дальнобойщикам в те годы.
Это сейчас магистральные трассы в Москву и в другие крупные города страны – гладкие, четырёхполосные с отбойниками на опасных участках.
А в 80 — 90-е годы дороги были сплошь в выбоинах, без какого-либо ограждения. Местами – однополосные.
Каково было ночью, в дождь или снегопад разъехаться на них со встречными машинами КАМАЗу с 12 тоннами овощей или 20-тонному “Рено” с полуприцепом… Остановиться и переждать непогоду нельзя – знаменитые на всю страну нежинские огурчики в кузове завянут.
Это сейчас в кабинах у дальнобойщиков стоят кондиционеры и газовые плиты. А три десятка лет назад, когда Александр Шелехов начинал работать дальнобойщиком, ничего этого не было.
Он то люто мёрз в кабине, то задыхался от жары. А питался в сомнительных придорожных забегаловках. Зачастую после них приходилось часто притормаживать и бежать в ближайшую лесополосу.
Не было тогда и зимнего дизтоплива. Чтобы его разбавить, в мороз доливали керосин. Шелехов придумал конструкцию – трубу от глушителя вывел под бак с горючим. И таким образом подогревал дизтопливо.
А уж если вспоминать обо всех пробитых колёсах и других поломках в дороге, то их не сосчитать.
Так, однажды в Ельце, за 400 километров от места выгрузки овощей в Москве, переломился коленвал 20-тонного грузовика. Это сейчас автосервисы на каждом шагу. А тогда их почти не было. Да и чем они могли помочь при такой поломке?
Шелехову посчастливилось найти среди водителей попутных грузовиков ставропольчан. Они не оставили земляка в беде. Взяли на буксир и дотянули до Москвы. Там Александр благополучно выгрузил продукцию нежинского тепличного комбината и с помощью других буксиров вернулся домой. Но каких сил и нервов стоил тот рейс…
И так из месяца в месяц, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Однако и сейчас, в свои 76 лет, Александр Арсентьевич говорит:
— Я как охотничья собака, которую пустили в поле искать дичь, всякий раз радуюсь когда выезжаю на дорогу. Я бы, наверное, до сих пор гонял фуры, если б пять лет назад у меня не поднялся уровень сахара в крови. Из-за диабета вышел на пенсию.
Такое отношение Александра Арсентьевича к работе чувствовал внук Сергей, который воспитывался у бабушки и дедушки. Он с малолетства говорил: «Деда, когда вырасту, я буду как ты». Лет с 12 лет он уже сидел рядом с дедом за рулём.
Когда Сергею исполнилось 19 лет, он сказал: «Дед, я хочу работать с тобой».
Шелехов поговорил о желании внука с директором тепличного комбината Василием Коломыцевым. Тот ответил: «Ну, приводи. Пусть он с тобой поездит стажёром».
Первый рейс с внуком сделали в Сочи через перевалы. Руль тяжело гружённой фуры Александр Арсентьевич Сергею не давал. Просто показывал, где опасные повороты, узкие места, подъёмы. На обратном пути второй ходки в Сочи, когда машина была пустая, за руль сел Сергей.
Он ещё полгода ездил стажёром Александра Арсентьевича. После чего директор комбината, доверяя поручительству своего опытнейшего водителя, посадил Сергея на отдельный большегрузный фургон.
Четыре года дед и внук бок о бок гоняли за тысячи километров тяжело гружёные фуры.
Когда в комбинате сменилось руководство, Сергей продал свою хорошую легковую машину и купил тягач. А потом и большегрузный фургон.
Сейчас на этом фургоне он возит из Краснодара по стране посылки известного маркетплейса.. Сергею 32 года. Есть жена, ребёнок. Профессию дальнобойщика, в которую его привёл дедушка, он бросать не собирается.
А Александр Арсентьевич с женой продали трёхкомнатную квартиру и построил дом на окраине Нежинского. Там на 15 сотках сада и огорода дел всегда невпроворот. Но практически каждый день Александр Арсентьевич выкраивает время, чтобы поездить по окрестным дорогам на своей “Ладе Приоре”. Для него это в радость.
И оглядываясь на пройденный жизненный путь, ветеран нисколько не жалеет, что в 1966 году выбрал профессию автомобилиста.
Николай Близнюк
искра26.рф/основал-династию-дальнобойщиков