← Логистика, грузы

Для беспилотных грузовиков «Яндексу» понадобились пилоты

© Ярославский Максим / Фотобанк Лори

Водители будут тренировать искусственный интеллект в машинах и следить за тем, чтобы не произошло ДТП. Работать предстоит в деревне Михнево Московской области за более чем 200 тысяч рублей в месяц с компенсацией питания и ДМС.

Компания «Яндекс» разместила вакансию водителя-оператора для беспилотных грузовиков. Платить будут 210-230 тысяч рублей в месяц, предусмотрена компенсация за питание — 625 рублей в день. Медкомиссия проводится за счет «Яндекса», также включено ДМС со стоматологией.

Работать предстоит в деревне Михнево Московской области. Водитель-оператор будет проводить испытания, передвигаться на беспилотном транспорте с грузом по маршруту, следить за техническим состоянием грузовика и вести записи экспериментов.

Вакансию оценивает президент Национальной ассоциации «Грузавтотранс», член Общественного совета при Ространснадзоре Владимир Матягин, президент Национальной ассоциации «Грузавтотранс», член Общественного совета при Ространснадзоре:

«Зарплатные ожидания такие же, как сейчас по рынку даются, плюс «Яндекс» — это все-таки будущее. В принципе, категории «С» и «Е» у большинства водителей есть, единственный маленький минус, что компенсация на еду 625 рублей смешная. Под этим форматом предусматривается водитель-оператор, который будет находиться в машине, на 100% в ближайшее десятилетие машину без водителя не отпустят, мало ли, какие сбои будут в системе, хакерские атаки, где вмешаются в управление автомобиля и можно с ним все что хочешь сделать, направить не туда, и эти вещи все-таки будут длительное время находиться на контроле, пока не будет развита на 100% нейросеть. Наверное, такая профессия, как водитель-дальнобойщик, уйдет через какой-то период времени в прошлое, но водитель-оператор еще длительное время останется востребованным. Беспилотники запустить можно, но они у нас не по всем трассам смогут ездить, как может беспилотник ехать на север, где нет инфраструктуры, и он не сможет через эти ледовые переправы переезжать, или же где нет связи, интернета, как он будет ориентироваться? А вот по таким новым трассам, которые реставрируются, — «Москва — Санкт-Петербург», «Москва — Казань», дальше, может быть, до Владивостока — можно будет такие беспилотники запускать, и это нормально».

«Яндекс» только начал перевозить коммерческие грузы на автономных грузовиках и планирует постепенно увеличивать парк, сообщил представитель компании «Ведомостям». Главным требованием к претенденту будет трехлетний безаварийный опыт работы водителем без лишения прав.

В октябре «Яндекс» начал доставку товаров «Яндекс Маркета» с использованием беспилотных грузовиков из Москвы в Тулу по трассе М-4 «Дон». У работы водителем на беспилотном грузовике будет несколько нюансов, говорит главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин, главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru:

«Обычно беспилотный транспорт ездит в сопровождении человека, потому что у нас законодательная база еще не готова, и не только у нас. В салоне у инженера-водителя есть большая красная кнопка, на которой написано «стоп», и, если он понимает, что что-то происходит из ряда вон выходящее, берет управление на себя. Но какое-то время автомобиль передвигается сам, обучается, смотрит в мир при помощи датчиков, соответственно, человек в кабине беспилотника — это необходимо и по закону, и по жизни. Грузовик, по идее, должен ехать еще и ночью, то есть для чего все это затевалось? Чтобы автомобиль ехал практически всегда, пока у него есть топливо, ему не нужно время на отдых. То есть водитель может в какой-то момент просто нажать на кнопку автопилота, и машина поедет сама. Сейчас очень сложно сказать, приведет ли это к уменьшению ДТП, многие говорят, что приведет, а многие говорят, что приведет к увеличению, потому что, когда на дороге будет микс между беспилотниками и пилотниками, могут возникать всякие ситуации, мы пока не знаем, сколько сценариев проработано в мозгах у конкретного автопилота, мы пока не знаем, как он отреагирует.

Точнее, у него есть какие-то, он обучается, все ситуации внутри него простраиваются, реакция тоже, но все ли простраиваются сейчас? Скорее всего, нет, есть какие-то неожиданные вещи, с которыми тоже беспилотники и обычные автомобили сталкиваются. Здесь вопрос времени: как только нейросеть, искусственный интеллект внутри начнет распознавать абсолютно любые нестандартные ситуации, тогда нет особых причин для ДТП».

«Яндекс» занимается разработкой систем автономного вождения с 2017 года. Первые тесты проводились в Москве, Иннополисе в Татарстане и «Сириусе» в Сочи. О каких-либо значимых результатах компания пока не сообщала.