Уже не первый год многие сферы бизнеса в России борются с кадровым голодом. Что предпринимают логистические компании и какие выходы видят из сложившейся ситуации – Retail.ru разбирался вместе с экспертами отрасли.
Основной причиной дефицита сотрудников стали последствия демографического кризиса. «Трудоспособного активного населения сейчас меньше, – констатирует Ольга Чернова, HR BP производственного департамента Boxberry, – тогда как бизнес продолжает расти и запускать новые предприятия, появляются даже новые отрасли. Еще 15 лет назад в e-commerce, например, не было такого размаха, а сейчас эта сфера требует огромного числа рабочих рук».
Кадровый голод в логистике и ритейле усугубляется снижением интереса людей к рабочим специальностям. Тем более что сейчас на рынке востребованы офисные работники, управленцы всех уровней.
«Ситуация на рынке труда также зависит от системы образования и подготовки кадров, а в России она долгое время не была ориентирована на обучение производственным профессиям. В результате выпускники школ отдавали предпочтение юридическим или экономическим направлениям», – считает Галина Кезикова, директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс». В результате сейчас представители отрасли отмечают, что труднее всего закрыть вакансии линейных специалистов – водителей разных категорий и складских работников. Хотя нехватка ощущается по всем позициям.
Отчасти сложность обусловлена тем, что подобные должности предполагают серьезную физическую нагрузку, с которой справятся только мужчины, а среди соискателей часто больше женщин и кандидатов предпенсионного возраста.
Есть ли альтернатива повышению зарплаты?
В сложившейся ситуации едва ли не единственным способом привлечения и удержания сотрудников стало повышение зарплат. Согласно аналитике, расходы на фонд оплаты труда на логистическом рынке с начала года выросли на 40%. Надежда Комиссарова, директор по персоналу фулфилмент-оператора «Бета ПРО», отмечает, что в 2024 году компания неоднократно поднимала зарплаты для разных категорий сотрудников: «Последние повышения произошли летом и в октябре на 15–25%. Также мы увеличили тарифы на услуги аутсорсингового персонала на 10–15%».
Игроки в сферах логистики и электронной коммерции все чаще повышают зарплату. «Компании сами ставят себя в трудное положение: переманивают сотрудников большими зарплатами, – считает Вероника Зуева, директор по персоналу Noytech Supply Chain Solutions. – Ситуация могла бы быть не такой критической, если бы предложения на рынке были примерно одинаковыми. Сейчас много свободных вакансий, и рабочие легко переходят туда, где больше платят».
Некоторые эксперты, напротив, отмечают замедление роста оплаты труда. «Темп увеличения зарплат по некоторым специальностям снизился: если у водителей фур за этот год оплата увеличилась как минимум в два раза, то у складского персонала прирост по сравнению с прошлым высоким сезоном составляет примерно 10%, – констатирует Ольга Чернова (Boxberry). – Если говорить про сезонный рост, то многие начали комплектовать штат сильно заранее, с середины года. Такие игроки не повышают ставки с августа, и это снижает накал конкуренции».
Чтобы больше соответствовать рыночным предложениям и уменьшить отток персонала, многие компании пересмотрели размер выплат в сентябре 2024 года. «Поводом для этого стало решение полностью или частично компенсировать увеличение ставки НДФЛ в 2025 году для высококвалифицированных категорий сотрудников со средними и высокими доходами», – отмечает Вероника Зуева (Noytech Supply Chain Solutions).
Вместе с размерами зарплат работодатели активно пересматривают и условия труда, чтобы персонал имел не только материальную мотивацию. Корпоративный транспорт и питание, теплый и комфортный склад, форменная одежда – эти факторы играют не последнюю роль при выборе кандидатом места работы. «Обстановка в коллективе также имеет большое значение. Наши сотрудники после ухода в другие компании с более высокой зарплатой неоднократно возвращались именно из-за лучших условий и команды на нашем складе», – делится Надежда Комиссарова («Бета ПРО»).
Работодатель повернулся лицом
Меняются и подходы к набору персонала: в условиях борьбы за кадры работодатели стали гораздо более лояльными к кандидатам. Сегодня принято не ставить жесткие возрастные рамки, постепенно отходить от гендерных стереотипов. Так, в «Курьер Сервис Экспресс» принимают женщин на должности, которые традиционно принято считать «мужскими», например, водитель погрузчика, рассказывает Галина Кезикова. «Мы также рассматриваем кандидатов 50 лет и старше, но сохраняем при этом индивидуальный подход, всегда оцениваем уровень возможной физической нагрузки и готовности к ней конкретного кандидата».
Прием на работу возрастных соискателей происходит и в Boxberry, сообщает Ольга Чернова. Но также активно привлекаются и молодежь, студенты и люди с ограничениями по здоровью. «Мы стараемся охватить все доступные категории и сделать каждому такое предложение, которое их устроит и будет органично встраиваться в их жизнь», – объясняет Ольга Чернова.
Чтобы закрыть необходимые вакансии и сформировать кадровый резерв, компании расширяют каналы привлечения работников: например, обращаются в образовательные учреждения или государственные биржи труда. Такая практика давно существует в FM Logistic в России: «Мы тесно сотрудничаем с учебными заведениями, взаимодействуем со службами занятости и администрациями районов в регионах присутствия компании, используем маркетинговые инструменты на наших профильных площадках по подбору сотрудников – работных сайтах и социальных сетях», – говорит Мария Шиповалова, директор по коммуникациям и персоналу FM Logistic в России.
Как бы работодатели ни перестраивали свой подход к найму персонала, кадровый голод в ближайшее время не прекратится, а текущая ситуация сохранится как минимум в течение следующих десяти лет. Тенденция такова, что спрос на логистические услуги повышается, и, скорее всего, многим компаниям придется расширять штат, особенно за счет массового и линейного персонала и линейных руководителей. Ситуацию также осложняет прогрессирующая инфляция. Если она продолжит увеличиваться, то стоимость товаров и услуг будет расти так же, как и процентная ставка по кредитам. Следовательно, кандидаты продолжат искать более высокооплачиваемую работу, а сотрудники – ожидать повышения окладов.