Росстандарт запретил ввоз в страну китайских грузовиков девяти моделей марок Dongfeng, Foton, Faw и Sitrak. В них в ходе проверок были выявлены нарушения, несущие прямую угрозу жизни и здоровью граждан, объяснило ведомство свое решение.
Росстандарт запретил допуск на российский рынок китайских грузовиков Dongfeng, Foton, Faw и Sitrak. «Выпуск в обращение таких транспортных средств на территории Российской Федерации запрещен», — сообщила пресс-служба ведомства. Также под запрет попали шасси Foton типа M4L.
Росстандарт объяснил принятое решение тем, что в ходе проведенных проверок было выявлено несоответствие этих грузовиков обязательным требованиям по эффективности тормозной системы, уровню звука, идентификации органов управления и установки устройства вызова экстренных оперативных служб.
Также не нашлось документального подтверждения устойчивости этих грузовиков к воздействию электромагнитного излучения, мест крепления и установки ремней безопасности, сидений и подголовников, защиты транспортного средства от несанкционированного использования, выбросов, оснащения задними и боковыми защитными устройствами и прочее.
«Вышеуказанные нарушения, выявленные в ходе проведенных проверок, несут прямую угрозу жизни и здоровью граждан», — подчеркнули в Росстандарте.
Ведомство предписало производителям грузовиков Dongfeng, Foton, Faw и Sitrak провести отзывные кампании и бесплатно устранить выявленные нарушения. За нарушение запрета на их продажу производители будут нести административную ответственность. Как подчеркнул Росстандарт, представительства производителей уже уведомили о приостановке продаж этих грузовых автомобилей.
Росстандарт объявил о запрете на ввоз китайских грузовиков после того, как российский «Камаз» анонсировал переход с 1 августа на сокращенный четырехдневный график работы. О переходе в августе на четырехдневную рабочую неделю объявил также Горьковский автозавод (ГАЗ). «Камаз» объяснил решение «отсутствием перспектив роста рынка и давлением остатков техники импортеров». И назвал недальновидной политику импортеров, которые в 2024 году ввезли избыточное количество техники и в результате на складах этих компаний скопилось свыше 30 000 грузовиков, которые не могут найти своих покупателей.
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, решение Росстандарта (НАС) стало «прекрасной новостью» для российского автопрома.
«Наши исковые требования к Росстандарту с просьбой прекратить продажи Sitrak практически выполнены даже без судебного решения», — написал он в Telegram-канале. И выразил надежду, что китайские компании начнут исполнять российские требования.
Эксперт в сфере автомобилестроения Олег Гамов также заявил Forbes, что решение Росстандарта обоснованное и назрело давно. Дополнительным негативным фактором по отношению к китайским грузовикам он назвал отсутствие должного сервисного обслуживания и обеспечения запчастями. Он подчеркнул, что китайские партнеры, как правило, вообще не занимаются обслуживанием и ремонтом грузовой техники, не раскрывают всех технологий ее создания и не вкладываются в маркетинг и продвижение.
Экономист, председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач напомнил, что грузовики Foton, Faw и Sitrak активно продавались и использовались на российском рынке грузоперевозок. Он отметил, что если Росстандарт отозвал и ранее выданный ОТТС на эти модели, то их снимут с учета в ГИБДД и эксплуатировать их в качестве транспортных средств будет нельзя.
«Смогут ли российские производители заместить выбывшие грузовики своими аналогами — большой вопрос», — признал при этом эксперт.
По данным «Автостата», за 6 месяцев 2025 года в России было реализовано 13 100 новых китайских грузовиков — почти 47% от общего объема продаж. При этом суммарная доля марок Dongfeng, Foton, FAW и SITRAK равна примерно 28%.
При этом общие продажи новых крупнотоннажных грузовых автомобилей (HCV, более 16 т) сократились на 55,9% год к году — за полгода было продано 22 000 штук. Самым востребованным брендом в сегменте остается «Камаз» с долей 31,7%. За полгода было реализовано 6400 таких тяжелых грузовиков. В топ-5 по продажам вошли также китайские Sitrak (4000 штук), Shacman (2100 штук) и FAW (2000 штук) и белорусский «Маз» (1700 штук).
Продажи среднетоннажных грузовиков (MCV, от 3,5 до 16 т) в России в первые шесть месяцев сократились, по данным «Автостата», на 43,5%, до 5953 штук.
