← Автомобильные грузоперевозки

Не только «серый» импорт: почему грузовики застряли в очередях на границе России и Казахстана?

© Дмитрий Калиновский / Фотобанк Лори

Граница между Россией и Казахстаном открыта для добросовестного бизнеса, проблемы известны, но барьеры пока не устранены. О каких еще причинах говорит профессиональное сообщество?

Россия и Казахстан достигли соглашения о наращивании грузооборота между государствами. Цель – рост объемов взаимной торговли до $30 млрд в год. В 2024 году взаимная торговля между РФ и Республикой Казахстан достигла рекордных $27,7 млрд, а значит, все предпосылки для рекорда есть, отмечали чиновники.

По данным президента «АвтоГрузЭкс», руководителя комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадима Филатова, тенденция, наоборот, удручающая: в январе – июне 2023 года товарооборот между государствами достигал $13,4 млрд, за аналогичный период 2024 года – $12,2 млрд, а в 2025 году – лишь $12 млрд.

«Наши [товарные] взаимоотношения с Казахстаном ухудшаются последние 3 года, что в существующих реалиях плохо. Это страна, с которой правильно работать прозрачно, по понятным схемам, без заторов на дорогах и с понятной инфраструктурой – свободно, быстро и эффективно», – подчеркивал В. Филатов.

Экспортный контроль

Мнение игроков логистического рынка, которые оперируют не только цифрами, но и находятся внутри ситуации, в сущности, таково: ужесточение ряда нормативов и усиление проверочных мероприятий на границе Казахстана и России приводит к увеличению сроков транспортировки при доставке грузов.

В апреле 2023 года Казахстан ужесточил экспортный контроль для всех товаров из стран ЕАЭС и теперь все грузы, которые следуют через территорию этого государства, проходят проверку.

«После введения экспортного контроля 99% грузовиков проходят досмотры на казахстанской стороне. С 24 сентября этого года ситуация ухудшилась: на нескольких погранпереходах грузовики разворачивают без объяснений, что уже вызвало большие очереди. Фуры простаивают и на российской стороне, их перенаправляют на склад временного хранения в 70 километрах от границы. Одновременно с этим Казахстан продлил ограничения на перегрузку и перецепку транспортных средств. Сроки доставки между Россией и Казахстаном за два года выросли в 1,8 раза», – говорится в обзоре «АвтоГрузЭкс», логистической компании ПЭК и АСМАП.

Проверки

«Обязательное условие – оформление сопроводительных накладных на все категории продукции. Это нормально, это правильно, и мы поддерживаем «опрозрачивание» этой работы. Разработан перечень товарных групп для экспорта, в который входят 145 кодов ТН ВЭД, которые требуют специального разрешения Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана (МИИР, в 2023 году разделено на Министерство транспорта и Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан. – Прим. ред.). Проблема в том, что этот список постоянно дополняется, меняется. Иногда это может произойти уже в пути, и приходится возвращать груз», – подчеркивает В. Филатов.

Также, по словам эксперта, динамичное движение сдерживает тотальный досмотр:

«В 99% случаев досматриваются все сборные отправки. В одной фуре могут находиться грузы от 60 до 100 клиентов, а каждый отдельный груз – отдельная номенклатура, отдельная CMR. Поскольку стало обязательным оформление сопроводительных накладных на продукцию, – а некоторые категории вовсе нельзя экспортировать без справок МИИР, – досмотр сборных грузов в некоторых случаях достигает 72 часов».

Один из участников совместного заседания Комитета по транспорту и логистике Делового Центра экономического развития СНГ и Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов заявил,

что таможенный контроль стал жестче с обеих сторон.

При этом органы власти, обосновывая это, ссылаются на системы управления рисками.

«А между тем система рисков – это не тотальный, а выборочный контроль. Это значит, что системы рисков у органов не работают. Всевозможные препоны создаются и со стороны органов России, и Казахстана, причем ничем не регламентированные – нет четких правил, указаний, градации [по ряду конкретных мероприятий]. Все, чего мы столько лет добивались [в части увеличения товарооборота, упрощения прохождения таможенного контроля], сегодня просто рушится. Надо принять меры, чтобы эту ситуацию разрулить. Нам обидно, потому что мы пытались [наладить] работу, договоренность ЕАЭС была направлена именно на это, а границы стали работать хуже. Мы создали столько правил, что привлекательность своей экономической интеграции подрываем своими же руками и действиями», – заметил эксперт.

Очередный вопрос

Программные средства неидеальны. Поскольку на ряде МАПП Россия – Казахстан с обеих сторон действует электронная очередь, технические сбои также имеют место в обоих государствах. Кроме того, использование электронной очереди сопряжено с издержками – расчет только безналичный, а казахстанская сторона, к примеру, не поддерживает систему оплаты МИР.

Поспособствовать ускоренному прохождению границы, по мнению В. Филатова, может внедрение или доработка некоторых действующих механизмов, а именно:

  • Блокировка учетной записи за недостоверные данные;
  • Ограничение на работу за неиспользование слотов в электронной очереди;
  • При неявке транспортного средства более одного раза за 90 дней списание денежных средств;
  • Введение денежной гарантии в размере 20 МРП (78 640 тенге);
  • Введение выделенных окон для скоропортящихся и опасных грузов;
  • Доработка механизма идентификации транспорта – проверки VIN-номеров и страховых данных.

Анна Маничева