Страховщики предлагают увеличить размеры компенсации по «автогражданке».
Владельцам автомобилей, поврежденных в результате дорожно-транспортных происшествий, в ряде случаев уже не хватает действующих лимитов выплат по ОСАГО на восстановление принадлежащих им транспортных средств, отмечают в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
В организации выступили с предложением значительно увеличить установленный в настоящее время законодательно потолок компенсации по «автогражданке» как за поврежденное имущество, так и за ущерб жизни и здоровью, причиненный в результате автоаварий. Эксперты неоднозначно относятся к этой инициативе. Подробности — в материале «Известий».
Поднять планку
В настоящий момент около 7% автовладельцев в России сталкиваются с ситуацией, когда установленного законом «Об ОСАГО» лимита в 400 тыс. рублей оказывается недостаточно для покрытия расходов на ремонт машины. Об этом в ходе прошедшего в Совете Федерации круглого стола «Перспективы развития страхового рынка» сообщил президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. По его словам, это связано с подорожанием самих автомобилей и ростом цен на запчасти к ним. При этом число таких автомобилистов будет только расти, прогнозирует глава РСА.
— Мы видим, как ко второй половине следующего года примерно 10% убытков будут превышать эту выплату в 400 тыс. рублей именно в сумме ремонта,
— заявил Евгений Уфимцев.
Глава РСА предложил пересмотреть действующие сейчас лимиты по ОСАГО (400 тыс. рублей — за поврежденное в ДТП имущество, в том числе разбитые автомобили, и 500 тыс. рублей — за вред, причиненный в результате ДТП жизни и здоровью человека), увеличив их до 1 млн рублей и 2 млн рублей соответственно. Это необходимо обсудить с Банком России, отметил он.
В РСА «Известиям» сообщили, что поправки в законодательство, связанные с увеличением лимитов выплат, пока не готовятся. В настоящее время идет обсуждение вопроса об их целесообразности, уточнили в пресс-службе союза. В организации отметили, что этот вопрос связан с тем, что в других видах обязательного страхования лимиты выше, чем в ОСАГО.
— При этом необходимо осознавать, что повышение лимитов в той или иной степени скажется на страховых премиях. Это важный момент, все плюсы и минусы нужно тщательно взвесить до принятия решения. Возможно, стоит подумать над поэтапным переходом к новым лимитам, если это решение будет принципиально принято, — подчеркнули в пресс-службе РСА.
Выше лимиты — дороже страховка
Это не первая инициатива страховщиков, которая касается повышения установленных законом максимальных размеров компенсаций по «автогражданке». В начале февраля 2022 года в рамках анонсированной реформы системы ОСАГО о необходимости аналогичных изменений лимитов выплат заявлял предшественник Евгения Уфимцева на посту главы РСА Игорь Юргенс.
Увеличение лимитов выплат скажется на стоимости полиса, признают в РСА. Однако в большей степени это отразится на недобросовестных водителях, полагает глава союза.
— Да, это приведет к некоторому увеличению стоимости полиса, но все-таки платить больше будут именно недобросовестные автовладельцы, а для добросовестных величина изменений будет не очень большая, — отметил в беседе с «Известиями» Евгений Уфимцев.
Аккуратный подход
К вопросу увеличения предельных лимитов выплат по ОСАГО необходимо подходить очень аккуратно и взвешенно, уверен член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. Решение об этом можно принимать только после глубокого и всестороннего анализа того, как это скажется на стоимости страховки, подчеркивает он. В противном случае велика вероятность, что автомобилисты будут просто уклоняться от оформления обязательной страховки, считает эксперт.
— Наверное, эти лимиты действительно стоит пересмотреть. Но при этом необходимо, с одной стороны, добиться того, чтобы выплат хватало на ремонт машины, а с другой — чтобы стоимость полиса не оказалась запредельной. Если этого не добиться, то число автомобилистов, которые недовольны «автогражданкой» и прежде всего суммами компенсаций, вырастет многократно, — заявил «Известиям» Игорь Моржаретто.
Повышение лимитов выплат по «железу» система ОСАГО выдержит и без увеличения тарифов на страховку, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. У нее есть огромный запас прочности, отмечает он.
— Мы видим, что по ОСАГО выплачивается далеко не всё, что должно выплачиваться. На компенсации ущерба идет гораздо меньше установленных законом 78% от средств, собранных от продажи полисов. Поэтому лимит выплат за поврежденное имущество без изменения тарифов на страховку можно смело увеличивать пошагово. Например, в первый год — до 600 тыс. рублей, на следующий — до 800 тыс. рублей, и так постепенно довести его до 1 млн рублей. Система ОСАГО абсолютно это без проблем выдержит, — уверен вице-президент НАС.
Слова эксперта подтверждает опубликованная на официальном сайте РСА статистика средств, полученных страховыми компаниями при оформлении полисов и направленных на возмещение ущерба пострадавшим. Так, по итогам девяти месяцев этого года объем премий по ОСАГО составил 204,3 млрд рублей. При этом размер выплат за этот же период равен 164,4 млрд рублей.
