Сегмент подержанных китайских грузовиков вырос на 47,6%! О чем свидетельствуют изменения вторичного рынка грузовиков?
За 10 месяцев 2025 года на вторичном рынке было реализовано 166 800 грузовых автомобилей, что на 5,7% меньше чем в прошлом году, когда продажи составили 176 900 штук. Ключевая динамика отмечается в структуре распределения брендов. Продажи подержанной российской техники упали на 7,1%, составив 69 тысяч экземпляров. Напротив, сегмент подержанных китайских грузовиков демонстрирует рост на впечатляющие 47,6%, достигнув отметки в 27,6 тысяч единиц.

Это отразилось на долях рынка: доля российской техники сократилась на 0,7 процентных пункта, опустившись до 41,3%, тогда как китайский сектор вырос сразу на 5,9%, закрепившись на уровне 16,5%. Наибольшее уменьшение доли российской техники произошло в секторе строительных грузовиков, где оно составило минус 7,3%. Однако российские производители сохранили позитивную динамику в сегменте седельных тягачей, прибавив здесь 0,7%. Что касается китайских автопроизводителей, то тут наблюдается стабильный рост практически во всех категориях. Особенно заметен скачок в сегменте седельных тягачей, где доля китайских марок поднялась на целых 10,8%.
Дмитрий Говоров, генеральный директор компании «АСТ Плюс»

Динамика продаж китайских седельных тягачей с колесной формулой 4х2 на вторичном рынке с начала 2025 года показывает, что тенденция к росту показателей, резко начавшаяся в 2022 году, продолжается. После прекращения поставок западной техники Sitrak стал одним из первых крупных игроков, массово ввозивших такие машины в Россию. Эта экспансия совпала с ростом спроса на автоперевозки. Из-за нарушения морских логистических цепочек и перегрузки железнодорожных магистралей грузопотоки переориентировались на автомобильный транспорт. Также рост спроса подогрело падение цен на технику. Высокие ставки сделали обслуживание лизинговых обязательств непосильным для многих перевозчиков. Это спровоцировало волну массовых изъятий транспорта. В результате на площадках лизинговых компаний скопилось более 60 тыс. единиц техники, причем около половины этого объема составляют седельные тягачи с формулой 4х2. Такое затоваривание обвалило цены на вторичном рынке. Если на рубеже 2023–2024 годов стоимость машины достигала 10 млн руб., то сейчас ее можно приобрести всего за 3–4 млн.
Сейчас многие покупатели предпочитают приобретать технику на вторичном рынке по сниженным ценам, избегая высоких переплат и процентов по лизинговым кредитам. Лизинговые компании, в свою очередь, активно предлагают изъятую технику под различные субсидии и программы, чтобы быстрее реализовать накопившиеся запасы. Но для компаний, купивших грузовики в кредит, обстоятельства сложились не лучшим образом. Многие перевозчики, оформившие лизинг по высоким ставкам, сейчас не могут продать эту технику. Проблема заключается в отрицательной разнице цен. Полная стоимость выкупа с учетом обязательств по договору сильно превышает текущую рыночную оценку машин. Даже после продажи тягача вырученных средств не хватит для погашения долга перед лизинговой компанией.
Данная проблема особенно актуальна для таких китайских брендов, как Sitrak и Shacman, которые массово поставлялись в Россию в последние годы. Из-за резкого падения цен на вторичном рынке техника этих производителей теперь стоит в три раза дешевле, чем на момент покупки или выкупа по лизингу. Это приводит к тому, что многие владельцы просто не могут выйти из лизинговых обязательств без значительных убытков.
Опыт нашей компании отражает общую ситуацию на рынке китайских седельных тягачей 4х2 и 6х4. Когда пришло время обновлять подвижной состав, мы столкнулись с резким ростом цен на запчасти, особенно импортные, которые перестали поступать в страну. Это вынудило нас перейти на китайские тягачи, такие как Sitrak и Shacman. Они стали для нас настоящими рабочими лошадками — техника оправдала ожидания по надежности и эксплуатации. Мы тоже оказались заложниками ситуации: техника приобреталась в период перегрева рынка по пиковым ценам. Сейчас же, на фоне обвала цен, сложился дисбаланс, при котором сумма, необходимая для полного выкупа машин из лизинга, значительно превышает их реальную рыночную стоимость. Это создает финансовую ловушку, проблему, с которой сталкивается большинство перевозчиков в отрасли.
В свете актуальных событий, связанных с неисправностями китайских грузовиков, хотелось бы отметить, что Shacman присутствует в России уже 10 лет, и рынок давно привык к особенностям эксплуатации этих машин. Раньше их низкая стоимость окупала все риски: тягачи можно было закупать партиями, заранее понимая, что часть из них станет «донорами» запчастей. Но на волне дефицита цены взлетели втрое, и привычная экономическая модель рухнула, а после отката рынка владельцы остались с переоцененными активами. С Sitrak ситуация иная. Мы выбирали их как более надежную технику для тяжелой работы, поскольку по сути это сертифицированный MAN предыдущего поколения. Решающим аргументом, оправдавшим переплату на старте, была поддержка официальных сервисов MAN. Мы получали гарантию, наличие запчастей и квалифицированный ремонт. Сейчас у нас уже есть собственное оборудование и обученные специалисты для этих машин, но финансовые последствия ажиотажного спроса ощущаются до сих пор.
В ближайших планах мы намерены обновлять парк тягачей, но уже ориентируемся на покупку техники на вторичном рынке. Это позволит снизить затраты и минимизировать риски, связанные с кредитной нагрузкой и резкими колебаниями цен. Такой подход помогает адаптироваться к текущим условиям рынка и сохранять эффективность автопарка.
