Бизнес просит временно отменить повышение оплаты за проезд по федеральным дорогам для грузовиков. Поможет ли заморозка тарифа «Платона» перевозчикам?
Индексация тарифа приведет к увеличению размера платы в системе «Платон» на 63%. В условиях снижения спроса, повышения себестоимости грузоперевозок на 20%, введения обязательной маркировки для новых категорий пищевой продукции, которая потребует дополнительных затрат, а также расходов, связанных с установлением новых обязательных требований в части транспортно-экспедиционных услуг в 2026 году, компании будут вынуждены переложить растущие издержки в конечную стоимость товаров и услуг. Об этом сообщают представители Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики совместно с Российским автотранспортным союзом, Национальной мясной ассоциацией, «АвтоГрузЭкс» и другими подписантами обращения, адресованного председателю Правительства РФ.
Семнадцать деловых объединений розничной и электронной торговли, транспортно-логистических и экспедиторских компаний предложили заморозить ежегодную индексацию тарифа в системе «Платон» на уровень инфляции — до обеспечения выхода транспортной отрасли на минимальные показатели рентабельности.

Александр Грищенко, руководитель Департамента автомобильной логистики международной транспортной группы «ТРАНЗИТ»:
— Инициатива логистического бизнеса по заморозке индексации «Платона» мотивирована попыткой удержать рынок автоперевозок от массовых банкротств. Сейчас транспортники оказались в «тисках» между падающим спросом и стремительно растущими расходами. Себестоимость рейсов стремительно растет. В таких условиях даже плановое повышение тарифов на уровень инфляции может стать для многих фатальным.
Если наложить плановую инфляционную поправку на утвержденное правительством повышение коэффициента с 0,51 до 0,75, то стоимость перевозок в среднем сразу увеличится на 15-18%, что для низкомаржинального рынка станет определенным вызовом. При этом перевозчики еще не успели полноценно адаптироваться к росту себестоимости рейсов, который продолжится в 2026 году из-за цен на топливо и запчасти. В международной логистической группе «ТРАНЗИТ» мы понимаем, что создавать дополнительное давление на динамику спроса нельзя. Устойчивость всей товаропроводящей цепи зависит от стабильности перевозчиков. Когда рентабельность бизнеса стремится к нулю, под угрозой оказывается не только обновление машин, но и сама возможность выполнения долгосрочных контрактов. Если логистам придется распродавать парк или уходить в серые схемы, это отбросит отрасль на годы назад в плане прозрачности. Именно поэтому бизнес настаивает на том, что заморозка индексации могла бы удержать рынок от обвала. Это дало бы компаниям необходимую передышку для адаптации к новым налоговым и цифровым реалиям.
Конечно, сама по себе заморозка индексации «Платона» не решит системных проблем отрасли, таких как падение спроса снижение тарифов, рост цен на топливо, запчасти и другие издержки. Но такая пауза уже послужит весомым психологическим сигналом бизнесу о том, что государство его слышит, понимает проблемы транспортников.
Сфере логистики нужна поддержка, иначе мы рискуем увидеть волну банкротств и, как следствие, неизбежный разгон цен на полках магазинов, особенно в чувствительном продовольственном секторе. Такая поддержка должна быть комплексной, куда войдут заморозка или адресное снижение других фискальных нагрузок (транспортный налог, акцизы на топливо), стимулирование бизнеса через госзаказы, инфраструктурные проекты, а также диалог с бизнесом, разработка долгосрочной стратегии развития отрасли с учетом ее роли в экономике.

Дмитрий Говоров, генеральный директор компании «АСТ Плюс»:
Заморозка индексации тарифа в системе «Платон», конечно, не решит всех проблем в отрасли. Но в текущих условиях она могла бы снизить давление на себестоимость перевозок. Для компаний с собственным автопарком это вопрос сохранения минимальной рентабельности. Сегодня «Платон» работает как фактор, усиливающий общий рост расходов на топливо, ремонт, обслуживание техники и налоги. Если сохранить индексацию, части перевозчиков придется пересмотреть свою модель работы. В первую очередь это коснется компаний с высокой лизинговой нагрузкой. Они будут сокращать парк, уходить в экспедирование или полностью выходить с рынка.
Переложить рост затрат на клиентов сейчас практически невозможно, потому что спрос слабый, тарифы находятся под давлением, и рынок к повышению не готов.
На мой взгляд, в таких условиях заморозка индексации могла бы дать бизнесу паузу для адаптации. Но только одной этой меры не хватит, нужен комплекс решений. Например, сдерживание фискальной нагрузки, упрощение цифровых требований и снижение ключевой ставки. Без них эффект будет временным. Отрасль уже движется к консолидации, и в ближайшие годы на рынке останется меньше независимых перевозчиков, но с более жесткой экономикой и меньшей маржой.

Виталий Скуратов, директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК»
На мой взгляд, заморозка индексации «Платона» не повлияет на ситуацию на рынке автоперевозок. Факторы, перечисленные выше, имеют значительно больший вес, и повлиять на них перевозчики не могут. Налоговая нагрузка – на первом месте, и уже потом расходы, связанные с ведением бухгалтерии и ЭДО. В случае индексации «Платона» есть надежда оказать влияние, поэтому перевозчики и обращаются с таким предложением. В любом случае ситуация поджимает перевозчиков поднимать ставки. Если «Платон» все-таки заморозят, то они будут чуть меньше.
фото спикеров: https://reis.zr.ru
