Турбосервис для "марафонцев". Проблемы и решения
В России появились предприятия, способные решить острую проблему поставки и ремонта агрегатов турбонаддува коммерческих автомобилей отечественного и зарубежного производства. Отрадно то, что турбосервис организован так, как принято во всех цивилизованных странах: с точки зрения объема и качества предоставляемых услуг, и доступной (привлекательной) ценовой политики.
В настоящее время таким требованиям в наибольшей степени удовлетворяет лишь один тип двигателя - дизель с принудительным наддувом воздуха.
Технология турбонаддува давно стала атрибутом современного дизельного двигателя. Именно она позволяет создать компактный и одновременно мощный, эластичный и экономичный мотор. Что касается экологии, то роль этой технологии и вовсе незаменима. Только благодаря принудительному наддуву удается достичь приемлемых показателей дымности и концентрации оксидов азота. Без преувеличения можно сказать, что турбонаддув стал панацеей, которая дала дизелям пропуск в будущее.
Турбокомпрессор - важнейший агрегат двигателя коммерческого автомобиля. Грамотно спроектированная и качественно изготовленная турбина способна "вытянуть" неудовлетворительные характеристики мотора. И наоборот, ошибки при ее проектировании и производстве могут безнадежно подпортить "реномэ" любого, самого удачного двигателя. Столь же высока цена надежности турбокомпрессора. Выход из строя турбины приводит к тому, что техника утрачивает способность выполнять свои функции: доставлять грузы, перевозить пассажиров, строить и выполнять специальные операции. В лучшем случае у нее остается способность передвигаться, и будет удачей, если отказ турбины не приведет к выходу из строя силового агрегата.
Современная турботехника зарубежного производства достаточно надежна. При условии исправности всех систем двигателя турбина сохраняет работоспособность в течение нескольких сотен тысяч километров пробега. Турбокомпрессоры коммерческих дизелей - чемпионы по части ресурса. В сравнении с турбинами легковых моторов они работают в условиях меньших нагрузок. При больших массе и габаритных размерах частота их вращения примерно в два раза ниже. Однако и пробеги коммерческих автомобилей несравнимо выше. Так, для тяжелых грузовиков нормальным считается ежегодный пробег в 100 тыс. километров. Известны рекордсмены, преодолевающие за год в три раза большее расстояние. При таких пробегах турбина вырабатывает свой ресурс через 3-5 лет после начала эксплуатации мотора, и наступает время ее плановой замены. В дальнейшем, по мере износа двигателя эту операцию приходится выполнять чаще - примерно один раз в 2-3 года. Что касается отечественной продукции, как самих дизельных двигателей, так и турбокомпрессоров, их качество, а значит, и долговечность, и наработка на отказ в силу хорошо известных причин существенно ниже. Поэтому менять или ремонтировать агрегаты турбонаддува на отечественных коммерческих дизелях надо значительно чаще.
В любом случае, все, кто эксплуатирует коммерческую автотехнику, отечественную или импортную, рано или поздно сталкиваются с необходимостью плановой или аварийной замены турбокомпрессора. На протяжении многих лет это было серьезной проблемой для специалистов автотранспортных предприятий. Она еще более обострилась в последние годы, когда к солидному парку отечественных грузовиков, автобусов и строительных машин добавилась многочисленная продукция зарубежного производства. Отечественные авторемонтные предприятия оказались не готовыми к тому, чтобы удовлетворить возросший спрос на услуги "турбосервиса".
Объективно, сервис агрегатов турбонаддува - непростое направление бизнеса с точки зрения как организации восстановительного ремонта, так и поставки новых изделий и запасных частей к ним. При кажущейся простоте конструкции турбина представляет собой весьма высокотехнологичное и специфическое в производстве изделие. Недаром разработка и изготовление агрегатов турбонаддува выделилось в отдельную отрасль промышленности.
Сегодня практически ни один автопроизводитель не рискует изготавливать турбоагрегаты самостоятельно.
Сборочные заводы, автомобильные и моторные, предпочитают покупать эту продукцию у специализированных компаний, которые можно перечесть буквально по пальцам одной руки. Качественное литье, сварка металлов с различной температурой плавления, обеспечение ювелирной точности в узлах масляных уплотнений, идеальная балансировка ротора во всем диапазоне рабочих частот вращения турбины, вплоть до 250 тыс. мин-1 - далеко не полный перечень технологических проблем, сопутствующих производству деталей турбокомпрессоров. Поэтому неоднократно предпринимавшиеся попытки организации их восстановительного ремонта при помощи доморощенных технологий оказывались безуспешными. Либо результат был никуда не годным, либо стоимость ремонта превышала разумный уровень.
Столь же непросто было добыть новую, недорогую и качественную турбину взамен вышедшей из строя. Если говорить об отечественной продукции, при приемлемой цене ее "узким" местом было и остается низкое качество. Сказывается невысокий уровень технологической оснащенности производства и износ оборудования. По отзывам мотористов в среднем из трех новых турбин лишь одна оказывается работоспособной. К сожалению, определить работоспособность турбокомпрессора можно лишь установив его на двигатель. Если не повезет, делать это приходится несколько раз, что сводит на нет преимущество в стоимости.
Турбокомпрессоры для коммерческих дизелей зарубежного производства дороги, их характерная цена - 2-3 тыс. Евро. Но даже если владелец простаивающего большегрузного "трака" или бульдозера готов был ее заплатить, найти турбину было непросто. Традиционным путем выхода из ситуации было обращение к ближайшему дилеру производителя автотехники. Как правило, это заканчивалось заказом турбины с ее предварительной оплатой и многомесячным ожиданием. К тому же и цена заказа оказывалась изрядно завышенной. Ведь между производителем турбокомпрессора и потребителем его продукции вклинивались материальные интересы автопроизводителя и его дилера.
Подобная безрадостная ситуация, естественно, требовала перемен. Неудовлетворенный спрос на услуги турбосервиса активизировал деятельность российских предпринимателей в этом направлении. Логика подсказывала, что насколько специфичным является индустрия турбокомпрессоров, настолько обособленным должен стать и их сервис. Знакомство с европейским опытом организации турбосервиса и тщательное изучение мирового рынка турбин для афтемаркета утвердили в правильности этих выводов и позволили разработать оптимальную схему бизнеса. В результате несколько лет тому назад в Москве были образованы две специализированные фирмы - "Диас-Турбо" и "ТурбоИнжиниринг". Предприятия объединяют партнерские взаимоотношения, каждое осваивает свое направление турбобизнеса. В то время как "Диас-Турбо" концентрирует свою деятельность на решении проблем коммерческого транспорта зарубежного производства, "ТурбоИнжиниринг" предоставляет услуги владельцам и производителям российской техники. Совместными усилиямиони способны решить практически любую проблему по поставке или ремонту турбокомпрессоров для коммерческих и легковых моторов, эксплуатирующихся в России.
Решения
Совместное российско-польское предприятие "Диас-Турбо" является официальным представителем в России двух крупнейших, конкурирующих на мировом рынке производителей турбокомпрессоров - американской компании Honeywell Turbo Technologies, выпускающей продукцию под известной торговой маркой Garrett, и немецкой Borg Warner Turbosystems, также владеющей брэндами KKK, Schwitzer и Hitachi. Вместе эти два гиганта обеспечивают порядка 80% потребностей мирового турборынка. Каждый из них, естественно, лидирует на своем континенте: Garrett - на американском, Borg Warner - на европейском.
Как официальный представитель "Диас-Турбо" поставляет на российский рынок любую продукцию из ассортимента этих компаний. Ее потенциальные потребители - грузоперевозчики, компании, эксплуатирующие автобусы, дорожную и строительную технику импортного производства. Из наиболее распространенных марок можно упомянуть европейские MAN, Mercedes, Renault, Scania, Volvo, DAF, японские Hitachi и Komatsu и различную автотехнику американского производства с моторами Caterpillar, John Deer и Cammins. Этим возможности "Диас-Турбо" не ограничиваются. Фирма имеет деловые связи со многими партнерами и поставщиками в Америке, Австралии и на "азиатском перекрестке", в Гонкоге. Среди них, например, такой известный производитель моторов, как Detroit Diesel. Благодаря этому ассортимент поставок существенно расширяется за счет продукции японских предприятий MHI (Mitsubishi), IHI и изделий, которые производители турбокомпрессоров выпускают для сборочных заводов по лицензионным соглашениям.
Если ранее довольно дорогие турбины коммерческих дизелей поставлялись под заказ, то сейчас наиболее дефицитные позиции всегда присутствуют на складе "Диас-Турбо". Фирма продает их как оптом, так и в розницу. Статус официального дилера позволяет устанавливать на турбокомпрессоры самую демократичную цену. Стоимость турбин для оптовых клиентов формируется так же, как и в Европе - отпускная цена завода-изготовителя с таможенными и транспортными затратами увеличивается на 30%. Надо сказать, что с каждым постоянным клиентом (а таковых уже не одна сотня) "Диас-Турбо" устанавливает особые отношения. Они могут выражаться и в специальной цене, и в учете при пополнении склада специфики автопарка, который обслуживает или эксплуатирует покупатель, и в долгосрочном резервировании товара "под клиента".
Естественно, самые благоприятные условия предоставляются предприятиям, получившим статус дилеров "Диас-Турбо". Кстати, сейчас полным ходом идет процесс формирования дилерской сети и к участию в нем приглашаются предприятия из регионов. Это направление работы также организовано так, как это принято в мировой практике. Дилерский отдел фирмы "Диас-Турбо" обеспечивает всестороннюю информационную поддержку фирм-дебютантов, организует выездные семинары с участием высших менеджеров предприятий-производителей турбин. Такие мероприятия позволяют подтвердить полномочия дилера и ответить на любые вопросы, интересующие его потенциальных клиентов. Для заключения дилерского соглашения нет необходимости выезжать в столицу. У "Диас-Турбо" есть представительства в Санкт-Петербурге, Калининграде и Киеве. Вскоре оно появится и в Нижнем Новгороде.
Помимо поставки новых турбокомпрессоров "Диас-Турбо" оказывает услуги по ремонту импортных турбин. Для этого в составе предприятия организован специализированный ремонтный цех. Ремонт выполняется по технологии, рекомендованной производителями, с применением оригинальных деталей и ремкомплектов. Производство оснащено уникальным оборудованием, в том числе единственным в России стендом для балансировки турбин английской фирмы Turbotechnics. Подобное оборудование применяется на предприятиях-производителях турбокомпрессоров. Оно позволяет балансировать турбину на рабочих частотах вращения вплоть до 250 тыс. мин-1. Помимо устранения дисбаланса стенд позволяет выявить течь турбины в случае некачественной сборки, а потому используется для выходного контроля каждой отремонтированной турбины. Если сданный в ремонт турбокомпрессор относится к числу достаточно распространенных, клиент в большинстве случаев может тут же приобрести восстановленный (рефабрикованный). Обменный фонд наиболее "ходовых" изделий, прошедших ремонт и проверку, постоянно есть в наличии.
Как упоминалось выше, решения для отечественных коммерческих автомобилей подготовила фирма "ТурбоИнжиниринг" - научно-производственная компания, которая объединила в своих рядах российских специалистов в области турботехники, ведущих менеджеров зарубежных заводов-производителей турбин и коммерческих предприятий, занимающихся их продажей. Одним словом, компания транснациональная.
Одно из главных направлений ее деятельности - реализация программ создания недорогих турбокомпрессоров для местных рынков, в частности, для коммерческой техники российского производства. Турбины для отечественных автомобилей собираются в России из импортных комплектующих, изготовленных на зарубежных заводах и соответствующих мировым стандартам. Каждая новая модель турбокомпрессора получает сертификат соответствия требованиям российских ГОСТов.
Такая организация производства позволяет получить изделия, сравнимые по цене с продукцией отечественных заводов, но значительно превосходящие ее по техническим характеристикам и надежности. Проведенные испытания показали, что установка турбокомпрессоров от "ТурбоИнжиниринг" на стандартные отечественные двигатели обеспечивает ощутимый прирост мощности и экономию топлива. Последнее означает улучшение экологических показателей мотора. На практике подтверждено, что некоторые из новых разработок компании позволяют российским моторам удовлетворять жестким требованиям стандартов Евро 3 и Евро 4 по токсичности отработавших газов.
В списке новых моделей НПК "ТурбоИнжиниринг" турбокомпрессоры и картриджи для дизелей, устанавливаемых на автобусы "Икарус" и ЛИАЗ, грузовые автомобили МАЗ, КАМАЗ, "Зубренок", а также для двигателей ГАЗ 560 (аналог Steyr), применяемых на "Газелях". На некоторые из этих разработок уже получены российские сертификаты, по другим идет активная организационная деятельность. В настоящее время компания ведет переговоры с моторными заводами "Автодизель" (ЯМЗ), ЗМЗ, КамАЗ о возможности использования ее продукции на сборочных конвейерах. Параллельно реализуется программа поставок турбокомпрессоров в российскую сеть афтемаркета через дилеров автозаводов.
Для российской автотехники наряду с собственными разработками НПК "ТурбоИнжиниринг" предлагает ряд моделей турбокомпрессоров и комплектующих зарубежных предприятий по демократичной цене. Среди такой продукции можно упомянуть турбины и картриджи производства KKK и Garrett для дизелей RABA-MAN ("Икарус"), турбокомпрессоры Borg Warner для двигателей 740.4, 740.5 и 740.6 автомобилей КамАЗ. Не остались в стороне и вопросы ремонта турбокомпрессоров. Ремонтное подразделение компании выполняет любые виды ремонта турбин, в том числе с применением прогрессивного метода замены картриджа. Так удается сократить время ремонта до 1-3 часов и предельно уменьшить его стоимость.
Текущая деятельность и ближайшие планы столичных предприятий "Диас-Турбо" и НПК "ТурбоИнжиниринг" внушают обоснованный оптимизм. Созданный ими турбосервис для "марафонцев" имеет все признаки цивилизованного бизнеса, отличающегося многообразием предлагаемых услуг и гибкой ценовой политикой. Это действительно удачное решение серьезных проблем, которые долгое время были "головной болью" российских предпринимателей, эксплуатирующих коммерческие автомобили.
Фото: Scania
Автомобиль и сервис