← Автосервис, запчасти, шины

Бустер-кейс. Пускозарядные устройства

Бустер-кейс. Пускозарядные устройства
Запустить двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором можно как минимум двумя способами. Первый, самый известный, - от исправного автомобиля. Второй, более прогрессивный, - от пускозарядного устройства. Есть и третий вариант: использовать специальный чемодан с запасенной электроэнергией. Недавно такие чемоданы стали входить в обиход как альтернатива массивным аккумуляторным тележкам. Каковы же возможности переносных пусковых устройств? Мы познакомились с несколькими наиболее подходящими к авторемонтной практике моделями современных "прикуривателей".
Обеспечение надежного запуска двигателя зимой в наших широтах зачастую превращается в проблему. Особенно актуален этот вопрос для автомобильной и специальной техники, эксплуатируемой в условиях безгаражного хранения. В морозы дают о себе знать слабыеместа старых АКБ, да и новые батареи при низких температурах не могут выдать достаточно энергии для запуска мотора: стартер отзывается лишь вялыми скрипучими звуками. В прошлом проблема помощи стартеру успешно решалась с помощью аккумуляторной тележки. И по сей день целый ряд крупных автопарков эксплуатируют пусковые устройства типа УЗД-3 (два мощных аккумулятора плюс зарядное устройство). Однако в последнее время эти громоздкие и тяжелые (масса свыше 100 кг) "катюши" постепенно сдают свои позиции более легким и компактным пусковым устройствам, которые в обиходе называют бустерами. О них и пойдет речь.
Вначале несколько слов о конструкции портативных хранилищ энергии. Эти источники питания представляют собой одну или несколько герметичных аккумуляторных батарей небольшой емкости, но с большим током холодного пуска, заключенных в удобный для перевозки и переноски пластиковый корпус и снабженный проводами с клеммными захватами для соединения с силовой электропроводкой машины. Иногда в том же корпусе размещены фонарь, компрессор или инвертор. К слову, такие источники энергии помимо основного назначения можно использовать для питания переносных ламп и других электроприборов, что ценно при выездах техпомощи. Более того, некоторые бустеры рассчитаны на работу с портативными сварочными аппаратами: поставляемая в виде опции приставка включает в себя сварочный пистолет, катушку и проволоку. Эта сварка работает автономно, постоянное подключение к сети 220 В не требуется.
Изготовители бустеров разные: Швейцария, Франция, Бельгия, Италия, Китай. Все производители, как правило, делят свой ассортимент на две линейки: бытовую и профессиональную. Различий между ними несколько.
Профессиональные приборы имеют более прочный пластиковый корпус (на него дается пожизненная гарантия), долговечные клеммные зажимы (выполненные с применением бронзового сплава), а также более гибкие соединительные кабели с медной начинкой. Но главное отличие - в аккумуляторах.
Если бытовые пусковые устройства обычно комплектуются герметичными свинцово-кислотными батареями с загущенным электролитом, то устройства профессиональной серии оснащаются аккумуляторами, изготовленными по технологии AGM (Absorbent Glass Mat). В аккумуляторах AGM вместо привычных сепараторов, увеличивающих внутреннее сопротивление банок, между пластинами вложены "промокашки" из стекловолокна, причем весь пакет сжат упругим пластиковым корпусом батареи. Сильное сжатие пластин уменьшает внутреннее сопротивление и не позволяет осыпаться активной массе. В итоге такие источники тока, как утверждают производители, отдают больше энергии, служат дольше обычных и, что немаловажно для работы техпомощи, могут функционировать в любом пространственном положении. Обратим внимание: емкость встроенных батарей может быть и 16, и 26, и даже 52 Aч. Но длительность попытки пуска в любом случае не должна превышать 10 с, а интервал между ними должен быть не меньше 3 минут.
Забегая вперед, отметим, что глубокий разряд снижает срок службы этих батарей. Именно поэтому все бустеры в обязательном порядке имеют индикатор заряда, который может быть выполнен в виде вольтметра или набора светодиодов. Даже если устройство длительное время не используется, его следует подзаряжать каждые два-три месяца. Поставляемое в комплекте с прибором штатное зарядное устройство работает в автоматическом режиме и не нуждается в надзоре.
В активе автономных пусковых устройств - повышенная безопасность. Большинство профессиональных "прикуривателей" комплектуются сигнальным устройством, срабатывающим при неверном подключении (тест осуществляется до подачи напряжения в кабель). А бытовые приборы имеют дополнительную степень защиты: внутренне силовое реле срабатывает только после того как автоматика закончит определение полюсов. Надежной защитой силовой цепи служат также плавкие предохранители.
Если говорить о критериях выбора бустера, то главным среди них является пусковой ток, значение которого указывается в паспортных данных.
По данному параметру все профессиональные пусковые устройства делятся на три группы: до 1100 А; от 1100 до 2400 А; свыше 2400 А.
Устройства, входящие в первую группу, несмотря на малый вес (до 12 кг), способны перекрыть достаточно широкий мощностной диапазон: их можно использовать для пуска дизелей мощностью до 250 л.c. в помощь штатной АКБ. "Тысячеамперник" способен запустить двигатель и при отсутствии штатной АКБ, правда в этом случае мощность дизеля не должна превышать 125 л.с. Стоимость профессиональных пусковых устройств первой группы составляет порядка 23 тыс. руб. Бустеры, относящиеся ко второй группе, также являются переносными. Их масса ограничена 15 кг, но внутри уже не одна, а две АКБ, что позволяет выдавать два уровня напряжений - 12 и 24 В. Эту аппаратуру можно использовать для запуска двигателей мощностью до 480 л.c. Цена - порядка 60 тыс. руб. Наконец, третья группа рассчитана на пусковые токи дизелей мощностью до 700 л.c. Сферой применения этих приборов может быть не только автотранспорт, но и водно-моторная, сельскохозяйственная техника, а также авиация. Поскольку в данном случае масса устройства достаточно высока (около 50 кг), его корпус изготавливается в виде двухколесной тележки. И стоит такой агрегат не меньше 85 тыс. руб.
Перейдем к практике. Вместе со специалистами компании "Эквинет" мы оценили потенциальные возможности некоторых моделей, представленных на российском рынке. Для теста были выбраны несколько моделей первой и второй группы, наиболее подходящие к авторемонтной практике. Сразу оговоримся, что мы оставили в стороне оценку параметров, требующих лабораторных измерений, и ограничились лишь изучением конструктивных и эксплуатационных особенностей.
Итак, представитель первой группы, прибор Start Booster, изготовленный швейцарской компанией Lemania Energy, согласно паспортным данным рассчитан на пусковой ток 1100 А. По внешнему виду он напоминает инструментальный чемодан средних размеров. Скромные габариты при небольшой массе (около 15 кг) позволяют постоянно возить это устройство, например в багажнике легкового автомобиля. В комплекте имеется автоматическое зарядное устройство для подключения к сети 220 В, продолжительность полной зарядки составляет около 10 часов. Предусмотрена зарядка и от прикуривателя (кабель предлагается как опция), в этом случае бустер зарядится часа за 2-3, но только если общее потребление тока в бортовой сети (с учетом работающих фар, кондиционера, стеклоочистителя и другого электрооборудования) не превысит возможностей генератора. Для индикации уровня зарядки батареи используется набор светодиодов на передней панели. Бустер готов к работе, если при нажатии тестовой кнопки горит четыре светодиода из пяти, при этом, как было выяснено в процессе теста, запасенной энергии хватает на 5-6 запусков. Отдельного упоминания заслуживают клеммные зажимы - они имеют изогнутую форму (удобно при работе в ограниченном пространстве), при этом минусовой "крокодил" снабжен светодиодной подсветкой. А вот кабели, на наш взгляд, коротковаты. Их длина составляет всего 0,7 метра, и этого зачастую недостаточно для размещения устройства вне моторного отсека.
Следующий участвующий в нашем тесте образец - модель Propulstation, выпускаемая бельгийской компанией Ceteor, - можно рассматривать как конкурента предыдущему. Масса устройства составляет 12,3 кг, а пусковой ток - 760 A. Интересно, что зарядная станция Propulstation выполнена в виде терминала, который можно стационарно закрепить в автомобиле или ремонтной зоне. Идеальный вариант применения этого бустера - использование для выездного ремонта на дороге. Среди прочих особенностей прибора - подсвечиваемый стрелочный вольтметр, посредством которого можно не только определить остаточный заряд, но и проверить работу зарядного устройства и генератора. Конструкторы прибора учли и такие мелочи, как расположение предохранителя: он находится на задней стенке и легко доступен для контроля. Единственное, о чем, на наш взгляд, стоит подумать разработчикам, - установка добавочной розетки, которая в случае необходимости позволит пополнять запас энергии без привязки к терминалу.
Два других испытанных нами устройства относятся к средней мощностной группе и могут работать с бортовыми сетями напряжением 12 и 24 В. Модель P3 Pro, предлагаемая на российском рынке под брендом MobilEn, характеризуется пусковыми токами 2400 А (12 В) и 1200 А (24 В). Переключение режимов осуществляется с помощью специального разъема - селектора напряжения. Порядок таков: сначала необходимо подключить клеммные зажимы к аккумулятору (при неправильной полярности сработает зуммер) и лишь затем задействовать штекерную колодку, соединяющую пусковой кабель с одним или двумя аккумуляторами. Кстати, основной пусковой кабель всегда можно заменить дополнительным, в качестве которого предлагается, например, связка с фирменным штекером питания Caterpillar. Длина штатных кабелей составляет 1,5 м, опции могут быть длиннее.
Второй представитель средней группы - прибор Start Truck (P2 12/24), выпускаемый компанией Lemania Energy, интересен оригинальным дизайном: вытянутая по вертикали форма корпуса сочетается с широкой рукояткой (можно брать двумя руками) и мощным прямоугольным основанием, усиливающим устойчивость. На лицевой панели устройства расположен мощный переключатель, отвечающий за выбор напряжения, а также цифровой вольтметр с крупными, хорошо читаемыми цифрами. В нижней части корпуса имеется стандартное гнездо прикуривателя. Его можно использовать не только для подключения сетевого зарядного устройства, но и для питания всевозможных внешних потребителей, например инвертора. При эксплуатации прибора следует учесть, что в его конструкции не предусмотрено автоматического определения правильности включения. Единственным средством защиты от короткого замыкания служат предохранители, состояние которых легко проверяется через прозрачную крышку.
В качестве резюме отметим, что все упомянутые нами модели достойны внимания сервисменов. Если не требуется часто запускать мощные грузовики и спецтехнику, вполне подойдут профессиональные устройства первой группы, а там, где необходим максимум функционала и планируется подключение дополнительных потребителей, можно выбрать бустер Start Truck или похожую по характеристикам модель P 3 Pro.
Фото: Ceteor.com
Автопарк