← Автосервис, запчасти, шины

Стартеры и генераторы: советы автолюбителям

Стартеры и генераторы: советы автолюбителям
Двигатель внутреннего сгорания  любого типа не создаёт вращающего момента в неподвижном состоянии. Прежде чем он начнёт работать, его нужно раскрутить спомощью внешнего источника энергии - стартера. Наиболее удобный способ. При запуске двигатель раскручивается коллекторным электродвигателем - машиной постоянного тока, питающейся от аккумуляторной батареи (после запуска аккумулятор подзаряжается от генератора, приводимого в движение основным двигателем). При низких температурах обычно применяемые кислотные аккумуляторы теряют емкость (происходит снижение ЭДС батареи), а вязкость масла в системе смазки увеличивается. Поэтому запуск двигателя зимой затруднен, а иногда и невозможен. В большинстве случаев, сам автовладелец либо является виновником поломки, либо существенно сокращает рабочий ресурс агрегатов.  Ниже мы приведем список действий, которых стоит избегать, дабы продлить жизнь дорогостоящим агрегатам.
Один из самых простых и распространенных способов  "убить" стартер: запустив двигатель, автовладелец продолжает  удерживать ключ в замке зажигания в положении "Старт".  Усугубить положение можно "поддав газу" и раскрутив мотор до 3000-4000 оборотов. При соотношении числа оборотов маховика и стартера где-то в среднем 1/20 нетрудно подсчитать скорость, с которой бендикс пытается угнаться за маховиком на таких оборотах двигателя. Погоня однозначно заканчивается тем, что бендикс перегревается и заклинивает, приближая роковой финал. Заклинивший бендикс тянет за собой либо вал с планетарным редуктором и якорем, либо прямо якорь у безредукторных стартеров. Затем уже бешено вращающийся коллектор якоря за какие-то секунды стирает в порошок остатки щеток, а сам якорь перегревается,  отрываются щеткодержатели, разлетается на мелкие куски пластмассовое кольцо планетарного редуктора, лопается корпус стартера.  Аналогичные последствия Вас могут ожидать при любом "перекручивании" стартера,  который не рекомендуется "крутить"  не более 5-10 секунд за одно включение, перерыв между включениями должен быть не менее 20-30 секунд, если машина не завелась после трёх включений, то Вам следует обратиться за помощью на станцию технического обслуживания для проверки топливной системы и системы зажигания автомобиля.  Лучшей профилактикой будет подготовка машины к зиме: замена масла и прочей жидкой химии, если такая  замена предусмотрена производителем автомобиля,  почистить или заменить свечи, заменить высоковольтные провода, если их срок службы походит к концу. 
Эксплуатация в зимний период автомобиля с дизельным двигателем предусматривает использование специального "зимнего" топлива, правда и этим свою машину от проблем с запуском уберечь не удастся:  качество российской "солярки" давно вызывает нарекания у зарубежных автопроизводителей, которые не поставляют на российский рынок модели  с дизельными моторами. Так что для облегчения запуска дизельного автомобиля используют эфир, в качестве разжижителя топлива.  Чем это чревато? Тем, что при неправильной регулировке ТНВД, использовании "разжижителей", в момент пуска двигателя возможна детонация из-за более раннего воспламенения смеси, и из-за которой венец маховика может совершать обратные удары по бендиксу. Как известно, компрессия в дизельных моторах где-то раза в три в среднем больше, чем у бензиновых, соответственно, в три раза большие перегрузки испытывает и стартер при запуске. Ломается не только бендикс, часто не выдерживает перегрузок передняя часть стартера (маска), и даже ломается стальной вал якоря.
Стартер также как и генератор боится воды: ему не по душе внедорожные приключения и езда по глубоким лужам, но куда большие проблемы ждут автовладельца, который решил после "погружения" под воду  завести автомобиль.  В этом случае корпус стартера, не выдержав такого перепада температур, может расколоться. Если Вам повезло избежать такой поломки, то не следует также безудержно ездить по бездорожью: стартер запросто может заклинить  - якорь и статор намертво ржавеют.  
Неопытные и невнимательные автолюбители при попытке "прикурить" автомобиль путают местами провода для "прикурки",  при этом возможно не только увидеть яркую вспышку внутри генератора и легкое дымовое облако,  а также услышать  (от щелчка до хлопка и шипения), и получить ожог 1-3 степени.  После такой "прикурки" диодный мост выгорает с вероятностью 99%, статор - 60%, реле-регулятор - 20%, провода - 10%. Но это не самое страшное -  возможны выгорание бортового компьютера, сигнализации, музыки и пр.
Морозная зима хороша тем, что помытая машина долго не пачкается. Педантичные любители чистоты моют и двигатель своей машины, такая любовь к чистоте может дорого обойтись: мойка подкапотного пространства приводит к попаданию воды в генератор.  Избежать поломки и дорогостоящего ремонта можно просушив агрегат,  в противном случае чистый генератор придётся заменить на новый.
"Многие знания многие печали". В отличие от неопытных автолюбителей, которым бы никогда и не пришло в голову  сдёргивать плюсовую клемму аккумулятора на работающем двигателе  для проверки зарядной системы. В этом случае, скорее всего, "полетит" реле регулятора.
Наша зима бывает не только снежной и морозной, но и слякотной или даже дождливой, а ямы на дороге глубоки и коварны. Как и в случае с чрезмерно тщательной мойкой двигателя покорители бездорожья и глубоких луж заливают генератор водой.
Сжечь генератор можно красивым, но не самым дешёвым способом: установив на автомобиль большое количество дополнительного оборудования: DVD-плеер, телевизор, сабвуфер, CD-чейнджер, усилители и пр.       К нежелательным последствиям может привести использование  давно просроченного аккумулятора, старше  трех-пяти лет. Чем старше - тем больше вероятность, что в аккумуляторе окажется короткозамкнутая банка. При этом аккумулятор может подавать признаки жизни - заводить машину, подзаряжаться от зарядного устройства и т.д., но при этом он становится мощной паразитной нагрузкой в цепи генератора.
По материалам ООО "Старт Сервис"
Фото: Dreamstime
АвтоТрансИнфо