← Безопасность и страхование

Угоны автомобилей в Китае

Угоны автомобилей в Китае
Стереотипное представление о китайцах как очень трудолюбивой нации в значительной степени устарело. Китайцы разные - богатые и бедные, работяги и бездельники, умные и глупые. Эти полтора миллиарда очень ярко иллюстрируют собой гегельянский тезис о переходе количества в качество: китайцы берут масштабами коллективизма, а отнюдь не страстной приверженностью к труду каждого индивида в отдельности. Сейчас, когда вкус больших денег почувствовали миллионы китайцев, трудолюбивость их в среднеарифметическом пошла на убыль. Соответственно, всколыхнулись те стороны общественной жизни, о которых при Мао большинство знало лишь понаслышке - казино, проститутки, наркотики. Короче, все западные криминальные прелести.
Очевидно, что наибольше количество угонов в Китае приходится: на мотоциклы и мотороллеры, коих здесь совершенно бессчетное количество. Некоторые категории мототехники не подлежат государственной регистрации и там простор для криминала особый. Но и зарегистрированные мотоциклы воруют, чтобы разобрать в соседнем гараже и разложить запчасти по аккуратным полочкам, удалив с них идентификационные знаки, если таковые вообще есть. Когда запчастей набирается изрядное количество, из них собирают мотоциклы, конструкции которых не существовали в природе. Совершенно запросто комбинируют рамы, баки, рули, сиденья, если не подходит по креплениям - переваривают или просто приваривают одну деталь к другой наглухо. В итоге "со стапелей" сходят уродливые кентаврики, за работоспособность которых не поручится никто. Но провинциальные работяги и подростки с удовольствием отдают за такую мотоциклетку тысячу-полторы юаней.  Особенно, если к китайскому мопеду приделали руль и сиденье от "Харлея" или "Ямахи".
С началом строительного бума в Китае (примерно 1989-90 годы) поползли вверх показатели угонов грузовиков и спецтехники - автокранов, бульдозеров, экскаваторов. И по сию пору эта тенденция сохранилась, что объяснимо: рынок сбыта у такой техники очень широк.
Здесь для китайцев главное - оперативность: чем быстрее перегнал машину к новому месту работы, в горы, как правило, тем меньше риска. Не то, чтобы полиция сильно лютует в поисках именно местной техники, нет, просто не раскрытое по горячим следам преступление через неделю-другую становится неинтересным самой жертве. Дело в  том, что коммерческую технику в Китае эксплуатируют круглосуточно, на износ и даже новенькие  грузовики через пару месяцев таких измывательств представляют собой жалкое зрелище. А дальше начинает работать тот же "принцип конструктора", что и в мототехнике: машины разбирают по узлам и агрегатам, из которых потом компонуют совершенно невыразимые конструкции. Благо, рамные грузовики дают большой простор для технического творчества. Страдают от этого страховые и лизинговые компании, но оборот у них сейчас такой, что угоны можно просто не замечать.
На легковом рынке всё строже. Спрос есть только на некоторые сегменты автомобилей, прежде всего- люкс-класса. И с некоторых пор крупные китайские города стали потребителями роскошных машин, угнанных за пределами Китая. Как их легализовывают - Бог весть, но факт таков:
от китайских угонщиков страдают приграничные районы Казахстана, Монголии, даже России.
Нет, конечно, не сами китайцы ездят в другие страны на такой "заработок", им просто передают автомобили близ госграницы. А как они пройдут таможню - это уже не дело угонщиков. Как-то проходят.
Как у нас существует понятие "армянский автосервис", так и в Китае есть целая индустрия из мелких мастерских и гаражей, скупающих битые автомобили и разбирающие их на запчасти. Кроме продажи собственно б/у-шных частей, такие мастерские часто являются подпольными автозаводиками, на основе легальных кузовов собирающих относительно приличные машины. Это относится, в основном, к исконно китайским маркам, таким как Chery, BYD, GreatWall. И только к нескольким популярным моделям, таким как BYDF3.
С пикапами отдельная история. Дело в том, что большинство китайских пикапов и внедорожников выпуска 2004-2010 годов построены на почти идентичных узлах и компонентах, "доработав напильником" можно перекинуть шасси одной машины под кузов совершенно другой. При этом по документам автомобиль остаётся, допустим, Gonow, а начинку имеет от DADI. По сельским районам много таких "конструкторов" разъезжает:
Дорожная полиция в Китае (в этом я убедился лично) почем зря нос на дорогу не сует, в кустах не сидит идаже на машинах дороги почти не патрулирует. То ли им сотрудников не хватает, то ли ещё что: Иногда можно встретить полицейских на смешных электромобильчиках или на мотоциклах, они демонстративно зорко оглядывают окрестности, но стараются не вмешиваться в происходящее.Такое ощущение, что начни я при них стрелять или размахивать ножом, их первых ветром сдует.
Зато в Чунцине полно стационарных полицейских пунктов (участками это не назвать), где под зонтиком сидят несколько полицейских, неизменно уткнувшихся в ноутбуки. Сами они пугливы, безынициативны и на каждое обращение к ним связываются с начальством. Неудивительно, что их не очень боятся: можно проездить на угнанной машине, нарушая все немыслимые правила, много лет и ни разу не быть остановленным. Строгость законов и там компенсируется необязательностью их исполнения:
Тем не менее, Китай - настоящее полицейское государство, где власть стремится к тотальному контролю и где КГБ-шников едва ли не больше, чем сотрудников Министерства Общественной Безопасности. Все дела по организованным преступлениям попадают в оборот госбезопасности, и там уже обращаются предельно жестко. Говорить китайцы про это не любят, даже просто вопросы на эту тему слушают со страхом и демонстративно переводят беседу на другую тему. Но, как я понял, большинство из них такое положение дел устраивает, многие и сами не прочь "стукануть". Поэтому внедрение видеонаблюдения на дорогах китайцы приветствуют. А еще крупные города покрыты сетью RIFD-считывателей, об этом даже предупреждают специальные жёлтые таблички. Дело в том, что в Китае с некоторых пор внедряются идентификационные чипы в номерные знаки автомобилей, якобы, для оперативного регулирования транспортных потоков. Пробок там не стало меньше (примерно, как в Москве), а вот власти получили шикарный инструмент по контролю за передвижением граждан и выявлению угнанных машин.
Угонная статистика в абсолютных цифрах в Китае открыто не публикуется, там любят сообщать о достижениях, замалчивая проблемы. По субъективным оценкам моих собеседников, в последние годы такие преступления пошли на спад: автомобили в Китае очень дешевые; пользуясь национальными программами поддержки автопрома, машину могут купить многие. Поэтому увлечение китайцев "сигналками" тоже минимально. Если ставят, то совсем простенькие и в основном для того, чтобы дистанционно двери открывать.
Рекламы противоугонок я во всяком случае не видел ни разу.
Рядовой китайский автолюбитель вряд ли сильно задумывается о риске угона: о таких случаях не рассказывает пресса, а передавать информацию изустно китайцев коммунисты отучили, это приравнивается к "нагнетанию" и "подрыванию".
Есть в Китае такое понятие, как "лицо, ответственное за машину". В 2010 году власти решили ограничить внутренний спрос - машин в городах стало слишком много и теперь запрещено приобретать более одной на человека. Это дало виток новому ужесточению правил регистрации и, соответственно, усложнило сбыт угнанных автомобилей. Так что в Китай сейчас борются две тенденции - капиталистическая, с открытием рынков и либерализацией, и полицейская, с установлением полного контроля над личностью. Они во многом друг друга исключают, так что даже любопытно, какая возьмет вверх.
Ugona.net